«А что вы предлагаете — навсегда оставаться врагами с Азербайджаном?» — таков постоянный ответ пропагандистов и сторонников власти, когда звучит критика в адрес бесхребетной, лишенной принципов внешней политики нынешнего армянского руководств.
Так, о последних изменениях в позиции Армении на днях рассказал министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов — Армения согласилась с роспуском Минской группы без подписания «мирного соглашения» и отказом от исков к Азербайджану в международных инстанциях. Байрамов также намекнул, что ранее у Азербайджана была обеспокоенность, будто Армения наращивает вооружения, но теперь этой обеспокоенности нет. Думаю, способствовало этому заявление Пашиняна о том, что в следующем году военные расходы не увеличатся.
Это — лишь маленькие примеры того, какую «студнеобразную» внешнюю политику проводила Армения в последние месяцы. А если взять «эволюцию» позиций с 2020 по 2025 годы, то получим «впечатляющую» картину непрерывно противоречащих друг другу шагов.
Означает ли указание на эти резкие перемены, что я против примирения с соседями? Конечно, нет. Просто хотелось бы, чтобы Пашинян честно говорил об этих изменениях: «Например, в сентябре 2023 года я думал, что населению Карабаха ничего не угрожает, но потом оказалось, что угрожает». А не представлял бы каждую неудачу и уступку как беспрецедентную победу. (Пусть даже такие «уловки» действуют на значительную часть граждан.)
Читайте также
Кроме того, для примирения необходимо хотя бы минимальное стремление к нему со стороны противоположной стороны. Но агрессивная, милитаристская риторика Алиева остаётся неизменной, в Арцахе продолжается разрушение наших церквей и памятников, в бакинских тюрьмах пытают наших соотечественников, а в центре азербайджанской государственной пропаганды по-прежнему стоит армяноненавистничество.
В таких условиях примирение пока невозможно.
Арам АБРАМЯН