Последние главы учебника истории для 9-го класса крайне политизированы и отражают точку зрения нынешней власти — партии «Гражданский договор», и напрасно министр образования, науки, культуры и спорта пытается это отрицать. Грубое и высокомерное отношение к журналистам, характерное для нынешней элиты ГД, конечно же, не имеет никакого оправдания.
Чтобы доказать, что вопрос журналиста на пресс-конференции был вполне «легитимным», можно сделать следующее упражнение. Когда произойдет смена власти (плохая новость для сторонников ГД — это рано или поздно случится), будет ли в учебнике написано о революции 2018 года то же, что написано сейчас? Нет, оценки изменятся, и, к сожалению, будут столь же политизированными, как и сейчас.
Пересмотр неизбежен, и он, как и все подобные пересмотры после смены власти, будет продиктован не «исторической правдой» или «академической добросовестностью», а новой политической конъюнктурой. Какой она будет — сказать трудно. Одно могу предсказать со 100% уверенностью: по политическим мотивам переименование «Армянская история» в «Историю Армении» точно будет пересмотрено, поскольку эта «инновация» уж точно антинаучна и нелогична.
А вот вопрос о том, какой политический деятель был прав или неправ в тот или иной момент, по моему мнению, не может иметь постоянного и неизменного ответа в исторической науке.
Читайте также
Например, мы, армяне, в XX веке предпринимали попытки построения государственности. Очевидно, что у этих попыток — дашнаков, коммунистов и АОД-довцев — были как положительные, так и отрицательные стороны. В зависимости от отношения к этим направлениям текущей власти, стремление дискредитировать одну или все три нередко становится её целью. К примеру, Пашинян, по понятным причинам, заинтересован в дискредитации деятельности АОД и, в более широком смысле, Третьей республики. Какая сила или фигура станет мишенью следующего руководителя Армении — пока предсказать невозможно.
Следовательно, возникает вопрос — возможен ли вообще деполитизированный школьный учебник истории? Я сильно сомневаюсь, хотя более точный ответ могут дать историки.
И ещё один вопрос специалистам (возможно, наивный): нельзя ли школьные учебники завершать на 1991 году — провозглашением независимости, — а о дальнейшем пока ничего не писать?
Арам АБРАМЯН