Одной из главных проблем нынешней внутренней и внешней политики Армении — «не раздражать соседей». К сожалению, нам достались весьма «нервные» соседи — никогда не знаешь, что может их расстроить завтра или послезавтра, что сыграет роль «красного платка».
Они могут крайне возмутиться, если где-либо увидят библейскую гору Арарат. Относится ли это ко всем литературным произведениям, написанным армянами, к полотнам армянских живописцев, к мелодиям армянских композиторов? (Вспомним хотя бы таг Нарекаци «Телега спускалась с горы Масиc»). Возможно, всё это будет квалифицироваться как пропагандой «войны и мести», «скорби и страданий», как «пафосная форма» — именно эти «негативные явления» осуждаются в проекте постановления правительства «О поддержке и эстетической локализации Реальной Армении».
Соседей может раздражать и любое упоминание армянского населённого пункта в Западной Армении или Арцахе, а также сами названия «Западная Армения» и «Арцах». Допустим, я напишу, что армяне тысячелетиями жили в Арцахе — что до 2020 года неоднократно утверждали и представители партии «Гражданский договор» и её лидер. Будет ли это считаться военной пропагандой? И означает ли это, что до 2020 года именно КП-шники были поджигателями войны?
Посмотрим теперь на международный опыт. Греки утверждают, например, что Эфес — это греческий город, немцы считают Кёнигсберг частью Восточной Пруссии, японцы претендуют на два Курильских острова. (Таких примеров в мире можно привести несколько десятков.) Это, безусловно, раздражает, соответственно, турок и русских. Но правительства Греции, Германии или Японии не выступают с «эстетическими локализациями», призывая своих деятелей искусства не говорить об этих вещах.
Читайте также
…Не исключено, что наших соседей раздражает и то, что мы христиане. Может быть, принимая это во внимание, нам стоит сменить религию и заменить Материнский престол на «Эчмиадзинский газиат» (мусульманский административно-религиозный округ, аналог епархии)— как того желает духовный лидер азербайджанцев.
Арам Абрамян