Официальная пропаганда пытается убедить нас в том, что священнослужители — самая невежественная и отсталая часть нашего общества. В своих рассуждениях она доходит до Саака Партева, Маштоца и Григория Просветителя с их «обветшалыми идеями».
Надо сказать, что «народу», то есть той массе, на которую работает и опирается нынешняя власть, такие идеи близки: «Эх, брат, все эти рясоносцы — воры, разбойники, грабители, и всегда так было».
Эта убеждённость властей и «николистов» основана, мягко говоря, на нехватке информации. По крайней мере до XVIII века в Армении и в мире самыми образованными людьми были почти исключительно духовные лица. Наука и культура сосредотачивались в монастырях, храмах и других духовных центрах. Нельзя сказать, что Езник Кохбаци, Мхитар Гош или Григор Татеваци были невежественными и отсталыми людьми. А начиная с XVIII века крупнейшим научным и культурным центром армян стала Мхитаристская конгрегация.
Университеты тоже были религиозными учреждениями. Более того, и сегодня некоторые ведущие современные университеты сохраняют религиозную составляющую. Это католические университеты Лёвена, Милана и Рима, а также протестантские университеты Гейдельберга, Тюбингена и Марбурга. Одним словом, не вся мировая мудрость сосредоточена в Армении —в офисах «Гражданского договора» и провластных НПО.
Читайте также
Теперь представьте, что представители властей Франции, Италии или Испании заявят: «Ну хватит уже со своим Августином, Бонавентурой и Фомой Аквинским. У нас есть гамбургеры, картошка фри и кола — зачем усложнять нам жизнь?» Разумеется, в ультралевых молодёжных кружках на Западе такие мнения могут звучать, но там этот подход остаётся маргинальным. (Пока, во всяком случае). В Армении же это стало официальной, «народной» идеологией.
…Тот же Григор Татеваци писал: «Легче приручить диких зверей, чем невежду привести к знанию».
Арам Абраамян