В сентябре в Непале молодёжь организовала масштабные протесты, которые привели к серьёзным политическим изменениям. Поводом стало решение правительства запретить социальные сети. В этих сетях постоянно писали о «грабежах» и роскошной жизни властей, и, вероятно, у правительства не выдержали нервы. Напрасно. «Народ» (как бы мы ни понимали это заезженное слово) сегодня не может жить без соцсетей.
Но действительно ли такие протесты на 100% спонтанны? Нельзя ли их организовать и представить как стихийные? Конечно, можно. Через те же соцсети или просто с помощью SMS. В конце концов, всё упирается в ресурсы: можно разослать тысячу или десять тысяч фейковых, полуправдивых или частично правдивых сообщений — и «мнение народа» готово.
Достаточно умело, организованно и профессионально ввести в обращение, условно говоря, «50/50 Сашика», и «спонтанный протест» при активной поддержке «активистов» наберёт огромный размах.
Поскольку до всеобщих выборов в Армении осталось всего несколько месяцев, я предполагаю, что подобных случаев формирования «народного мнения» у нас будет много. Последний пример был в начале этой недели.
Читайте также
Бывший омбудсмен Армении Арман Татоян подал заявку на участие в выборах. Буквально через несколько минут после появления в сети ролика, объявляющего об этом, представители как власти (что естественно), так и части оппозиции начали его дискредитировать: «он человек того-то», «проект того-то», «финансируется таким-то».
Этот факт говорит о двух вещах: а) некоторые оппозиционные круги считают Татояна своим конкурентом; б) в оппозиционном лагере до сих пор нет согласия в том, что всю критику следует направлять на Пашиняна, а по остальным вопросам, да, спорить — но не пытаться «опорочить» друг друга.
Почему же люди делают ставку на то, чтобы «опорочить» «опустить», а не на содержательную дискуссию? Всё просто: это эффективный инструмент, который к тому же не требует особых интеллектуальных усилий.
А в основе лежит тот самый механизм, о котором я писал в начале.
Если вы разошлёте 10 000 фейков о том, что некий человек, скажем, каждое утро на завтрак пьёт человеческую кровь — «народ» в это поверит.
И не существует такого авторитета, чьи слова могли бы опровергнуть эту «новость».
Люди готовы верить в любую нелепицу.
Арам АБРАМЯН