Политолог Арсен Гаспарян недавно напомнил, что в Африке и Латинской Америке диктаторы провозглашали новые республики, чтобы оправдать свои революции, перевороты и обеспечить длительное правление.
Добавлю, что подобная практика существует и в постсоветском пространстве, и называется она «обнуление». Например, в 2020 году Конституционный суд России подтвердил право Путина в пятый раз (третий раз подряд) баллотироваться на пост президента РФ, что и произошло в 2024 году. Нет сомнений, что если не возникнут физические препятствия, то это повторится и в 2030 году.
Таким образом, Путин фактически находится у власти уже 25 лет. От него не отстают и другие лидеры СНГ: Лукашенко — 31 год, Рахмон — 33 года, Алиев — 22 года. Более «свежим» выглядит Токаев — 6,5 лет.
Кстати, во время «исторической» встречи 8 августа в Овальном зале Трамп задал Алиеву вопрос: «Сколько лет вы управляете страной?» Получив ответ, американский президент прокомментировал: «Значит, он жёсткий и умный» (tough and smart). Это утверждение, на мой взгляд, противоречит политическим традициям США, потому что вечное приклеивание к креслу, по крайней мере, не является признаком большого ума.
Читайте также
Считаю, что вышеупомянутые лидеры СНГ — это именно та комфортная среда, в которой Пашинян чувствует себя наиболее удобно: как по характеру политических режимов, так и по стремлению к вечному правлению. Как отметил Лукашенко во время последней встречи: «Никол Воваевич без нас никуда». И это только на первый взгляд кажется шуткой.
Но верно и обратное: вопреки конспирологии «прозападников», Пашинян также является вполне удобной фигурой для Путина. И вообще — для всех внешних игроков. Так что питать иллюзии на этот счёт не стоит.
Арам АБРАМЯН