В конце 70-х, когда мы покупали билеты в театр в Москве — скажем, в «Ленком» или на «Таганку», — к ним обязательно «в нагрузку» продавали билет на какой-нибудь третьесортный концерт или спектакль. Было понятно, что этот дополнительный билет отправится в мусорку, но задача состояла в том, чтобы «спихнуть» неликвидные билеты, а для нас это означало, что нормальный билет автоматически дорожал на 2–3 рубля.
В сделке TRIPP (напомню, это расшифровывается как Trump Route for International Peace and Prosperity) Армения играет роль именно такой «нагрузки». Формально без подписи премьер-министра Армении подобная сделка невозможна. Но, к сожалению, Армения не является стороной сделки по сути. Возможно, стоит согласиться с американским экономистом Джеффри Саксом: это сделка между США, Турцией (в лице её «субподрядчика» — Азербайджана) и Израилем.
Можно добавить: это также сделка против Ирана. Наш сосед, разумеется, обеспокоен, но после ударов со стороны Израиля при участии США Иран ослаблен и не может громко выразить свою тревогу. Россия в других обстоятельствах, возможно, и возмутилась бы. И, может быть, сделает это после установления перемирия в Украине (пока такой перспективы не видно). А пока ограничивается разговорами о возрождении формата «3+3» (три страны Южного Кавказа плюс Россия, Турция, Иран). Но после заключения TRIPP этот формат, скорее всего, ничего не даёт Турции.
Могла ли Армения быть более серьёзным фактором в этой сделке? Думаю, могла, если бы после 9 ноября 2020 года вела более разумную и последовательную политику. Возможно ли, чтобы в ходе реализации сделки Армения имела своё слово? (Предложения части оппозиции об отказе от сделки кажутся мне нереалистичными и опасными). Да, мы можем иметь своё слово, если власти Армении поставят перед собой такую цель.
Читайте также
Но правительство Пашиняна такой цели не ставит, и, если честно, у него нет достаточного интеллектуального потенциала, чтобы это сделать. Цель премьер-министра куда скромнее — получить фотографию или короткое видео, где он и Трамп улыбаются друг другу, и гордиться тем, что он якобы равен Трампу как глобальная фигура.
Самое ошибочное поведение сейчас — это, как в комплексе незванного гостя, неловко влезать в процесс и напоминать о своём существовании. Всё равно не вспомнят.
Арам АБРАМЯН