Значительная часть оппозиционных политических сил, собирающихся участвовать в предстоящих парламентских выборах, сталкивается с необходимостью доказать, что они не имеют ничего общего с «бывшими». В то же время пропаганда властей, наоборот, ставит перед собой цель связать всех критиков Пашиняна с «бывшими» и с Россией.
На этом фоне особенно выделяется фигура Роберта Кочаряна — у многих она вызывает негативные, я бы даже сказал, инфернальные чувства. Как только он даёт пресс-конференцию, независимо от того, говорит он разумные вещи или нет, множество граждан реагируют: «лучше уж пусть останется Никол».
Признаюсь, что в 2021 году я сам так думал. Сейчас — нет. За эти пять лет Пашинян сделал всё, чтобы я больше так не думал. В частности, в вопросах государственного давления, репрессий и насилия нынешний премьер ничем не уступает Кочаряну.
Но, в любом случае, нужно трезво смотреть на реальность. Вопреки сомнительным «социологическим опросам», Кочарян или блок «Армения» по отдельности не имеют шансов на победу.
Читайте также
Тем не менее, я не советовал бы оппозиционным силам по десять раз в день повторять, в тон пропаганде властей, что они не имеют ничего общего с «бывшими». Это означает признание важности повестки, крайне выгодной для власти, и отказ от обсуждения по-настоящему тяжёлых проблем, перед которыми мы стоим. А самый большой вызов, если выразиться коротко, — это де-факто утрата государственности. К этому и ведёт Пашинян — при этом испытывая, похоже, большое «блаженство». Но для меня не очевидно, что какая-либо политическая сила способна остановить этот процесс.
…В последнее время обсуждается фигура бывшего премьер-министра Карена Карапетяна — как возможного кандидата от оппозиции. Если он приедет в Ереван и хотя бы полусловом заговорит о политике, действия властей будут предсказуемы: заведут одно или сразу несколько уголовных дел. Следователи и прокуроры Пашиняна могут «наштамповать» обвинительные заключения десятками, а суды Пашиняна их утвердят.
Арам АБРАМЯН