«Голос Армении». «У нас не диктатура и не тоталитаризм, а анархия, источник которой — сама власть», — говорит в интервью «ГА» экс-замминистра обороны Армении Артак ЗАКАРЯН.
— Как вы прокомментируете очередную «реформу» пашиняновской власти — сокращение срока службы в армии с двух лет до полутора?
— Это блеф. Более чем уверен: через полгода или год, если они еще останутся у власти, скажут, мол, извините, уважаемые граждане, мы вас очень любим, но допустили ошибку, поэтому для защиты страны, нормального функционирования армии придется вернуть прежние сроки службы.
Или же сделают ставку на запас — начнут активно призывать резервистов на 25-дневные сборы. По моим подсчетам, этот показатель вырастет примерно в семь раз, потому что нужно будет как-то закрывать шестимесячный дефицит военнослужащих в армии. Ведь если просто посчитать: 180 дней — это минус полгода службы. Кому тогда нести службу? Кто будет на границе, кто — в подразделениях? Всё это остается открытым.
Читайте также
Год мы только готовим солдат как таковых: первые шесть месяцев — обучение, потом еще шесть месяцев пока человек осваивает навыки и становится реально полезным. И вот у тебя остается всего 8–10 месяцев настоящей службы. А теперь этих ребят еще и на полгода раньше отпускают домой. Популизм и еще раз популизм.
Аплодировать, конечно, будут — особенно семьи, где есть призывники. Эмоционально люди будут довольны. Но если смотреть с точки зрения обороны и безопасности государства, армия не готова брать на себя столь махровый политический популизм.
Армия уже однажды пострадала от этого — когда закупили четыре самолета «для галочки» без комплектующих, или обсуждали трусы и клубнику. Это тот же популизм, на котором Пашинян и его команда подогрели голоса избирателей. Но от этого сильно пострадала страна, армия. Результат — плачевный: много погибших, потерянные территории, разрушенная система обороноспособности. А власти, судя по их поведению и выступлениям, довольны. Мол, хорошо, что потеряли Карабах, хорошо, что столько погибших, хорошо, что разрушаем армию и церковь. Народ, почему ты не радуешься? Радоваться надо!
Это даже уже не просто популизм — это идиотизм по отношению к нашим национальным ценностям и государственности.
Я уверен, что в армии и в Минобороны есть еще порядочные люди, которые после выборов скажут: «Хватит». И либо вернут старую систему, либо, повторюсь, вынуждены будут переложить тяжесть службы на работающих людей — тех, кто будет бросать свои дела и ходить на эти 25-дневные сборы вместо прежних срочников.
Учения для запаса — это, конечно, важно. Но увеличивать призыв из запаса в семь раз — очень сильный перебор. Говорят, дефицит покроют контрактниками. Но и тут вопрос: а где их взять? У нас есть столько ресурсов, чтобы люди массово шли на контрактную службу и несли ответственность за оборону страны?
Это очень тонкие и серьезные вопросы, к которым нельзя подходить с лозунгами вроде «давайте сделаем так, чтобы собрать побольше бюллетеней». Разрушать систему ради голосов — преступно. Популизм уже семь лет грызет основы нашей государственности.
— Если говорить о внутренней общественно-политической жизни: каждый день арестовывают священников, оппозиционеров. Недавно осудили мэра Масиса Давида Амбарцумяна — шесть лет и три месяца. Что происходит? Это авторитаризм, тоталитаризм, диктатура? Диктатура?
— Нет. Это не диктатура и не тоталитаризм. Это анархия. Понимаете, при диктатуре хотя бы есть идеология — не вписался в нее, попал под репрессии. А тут идеологии нет. Тут просто «свои» и «чужие».
Коррупционер из правящей партии — свой, ему можно всё. Оппозиционер — враг, его надо посадить. Это не диктатура, это хаос, прикрытый лозунгами.
Они действуют по простому принципу: «Был бы человек — статья найдется». У них в руках судебная власть, прокуратура, полиция — и всё подчинено одному правилу: если ты против нас, ты должен сидеть.
Когда почувствовали, что импичмент может стать реальностью, вспомнили старое, семилетней давности дело против Давида Амбарцумяна и арестовали его как кандидата на пост премьера по импичменту. Примитивно? Да, абсолютно. И даже не стараются придумать легенду. Просто: «Ты против нас — значит, будешь наказан».
Такое уже было, например, в Молдове. И это тревожный сигнал: миф о демократии в Европе трещит по швам. Если бы демократия действительно была ценностью, то где реакция европейских структур, европейских посольств?! У нас полно представительств ЕС, советников, экспертов. Раньше они активно вмешивались. А сейчас — тишина. При том, что в информационном поле Армении, 70-80% новостей свидетельствует о том, что происходит. Кого арестовали? Оппозиционера. Кого на следующий день убили? Оппозиционера. Кто попал под суд? Оппозиционер. Где же европейские ценности, почему молчат защитники демократии? Европейские налогоплательщики много платят для того, чтобы европейские ценности в мире были сохранены. Оказывается, Армении это не касается. Потому что нынешние власти могут быть полезными Европе в чем-то другом. Понятно, в чем. Вот и всё.
— И как бороться с этой анархией? Просто сидеть и смотреть?
— Народ должен понять: долго так продолжаться не может. Анархия рано или поздно коснется каждого. Поэтому единственный выход — объединиться и сменить власть. Потому что источник анархии сегодня — сама власть.
В нормальной стране власть должна предотвращать анархию. А у нас она его производит. Сегодня никто не уверен, что его не арестуют завтра. Никто не знает, вернется ли вечером домой — или окажется в зале суда в качестве обвиняемого. Это и есть анархия: когда нет порядка, нет превосходства законов, есть только воля нескольких человек, решающих, что им сегодня нравится, а что — нет. Такова реальность.
















































