Ильхам Алиев время от времени делает заявления, которые резко расходятся с постоянно повторяемыми армянскими властями мантрами об «укреплённом мире» (эту мантру они повторяют по 10 раз в день). Президент Азербайджана, разумеется, понимает, что этим он ставит в неловкое положение Пашиняна и его соратников, тогда как сам Алиев весьма заинтересован в воспроизводстве ГД-евской(«Гражданский договор») власти. Так почему же он ставит под удар своих здешних друзей?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного отступить назад. Когда в 2019 году Пашинян отверг предложение Минской группы ОБСЕ и стал говорить о том, что всё нужно начинать «с нуля» и «договариваться о том, чего хочешь», Алиев понял, что имеет дело с неопытным, несоразмерно амбициозным авантюристом, и потому пришёл к выводу, что пришло время решать вопрос военным путём.
Но вопрос Арцаха — лишь часть планов Турции и Азербайджана, лишь один этап. Проект куда шире и нацелен на ликвидацию армянской государственности в этом регионе. Понятно, что на это потребуются годы, возможно десятилетия, и Пашинян, из-за упомянутых выше свойств, будет максимально способствовать переходу этого плана к следующим этапам и пунктам, а не к его окончательной реализации.
Однако когда речь идёт о стратегических целях, невозможно сохранить их полностью в тайне — иначе ни собственные граждане, ни зарубежные партнёры не станут воспринимать тебя всерьёз. Естественно, Алиев не скажет прямо: «наша цель — ликвидировать армянское государство и включить эти территории в Великий Туран». Возможно, это не задача его поколения.
Читайте также
Поэтому он говорит о «промежуточных шагах», которые будут реализованы в ближайшие годы — «коридор», «возвращение» 300 тысяч азербайджанцев, «анклавы» и т.п. Судя по реакциям нынешних властей РА, их отношение к этим шагам вполне позитивное.
Арам АБРАМЯН

















































