«Просто хорошо жить» — это не смысл
Почему исчезают государства? Многие представляют этот процесс так: более крупные, богатые, экономически и военным образом сильные страны нападают, завоёвывают, разрушают и так далее. Но если бы всё было так просто, то Вьетнама или Афганистана уже давно не существовало бы. А Советский Союз, наоборот, не распался бы.
Значит, в одних случаях уничтожение государства в результате завоевания действительно происходит, а в других — нет. Из этого можно сделать вывод, что масштаб или размер страны не являются решающим фактором, а экономическая или военная мощь скорее следствие, чем причина.
На моих глазах распалась огромная страна — Советский Союз, а сейчас может распасться Республика Армения. По масштабам и многим другим критериям эти два государства совершенно разные, несопоставимые. Но мне кажется, что распад СССР всё же поучителен для нас — как с точки зрения понимания самого механизма распада, так и в плане морально-психологического «наследия».
Сразу исключаю из рассмотрения ошибки Горбачёва, целенаправленную работу западных спецслужб, экономические трудности и так далее. Всё это, конечно, было, но, на мой взгляд, всё это — лишь следствие, а не причина.
Читайте также
С какого момента могла зародиться мысль о том, что Советский Союз может распасться? Думаю, с 1970-х годов. Это не значит, что в то время мы, жившие в той стране, были уверены, что это обязательно произойдёт. Таких, кто предполагал или предсказывал подобное, были единицы. Но теперь, оглядываясь назад, становятся заметны такие признаки духовного разложения, которые уже тогда свидетельствовали о глубоком кризисе.
Этот кризис мастерски отражён, в частности, в произведениях лучших писателей того времени — Юрия Трифонова, Валентина Распутина, Чингиза Айтматова, Гранта Матевосяна. У Трифонова, в особенности, люди живут с одержимостью «что-то достать»: продукты, мебель, учёную степень, английскую школу для ребёнка, карьеру, даже книгу или икону — всё это превращалось в символ «хорошей жизни». Если человек мог всё это «достать», говорили: «Вот, он умеет жить». А на армянской почве это выражалось фразами вроде «глазастый», «шустрый».
А теперь вспомним, какова была официально провозглашённая цель проекта под названием «Советский Союз» — равенство людей, солидарность, построение общества без классов. Неважно, была ли это утопия, несущественно, каким образом этот проект осуществлялся — как известно, с чудовищными преступлениями. Главное — к 1970-м годам никто, включая тех, кто принимал государственные решения, уже не верил в эти цели. Тогда как в 1920–30-е верующих в них было немало.
В эпоху «застоя» при Брежневе государство утратило ту цель, тот смысл, ради которого было создано. А «просто хорошо жить» не может быть целью государства.
Когда создавалась нынешняя Республика Армения, существовали определённые нарративы, определявшие смысл её существования. Эти нарративы — в том числе память о Геноциде и карабахская проблема — сформировались ещё в Советской Армении, за предыдущие десятилетия. Со временем всё это было выброшено на свалку. И произошло это не после 2018 года, а раньше.
Пашинян и его команда — это лишь симптомы этой болезни, а не её причина. На самом деле снова победили те самые явления, идущие ещё из 1970-х: потребительство, цинизм, неверие — то, что тогда называли «мещанством».
Государство вновь потеряло свой смысл и теперь стоит на пороге исчезновения.
При руководстве Пашиняна это произойдёт быстро, стремительно.
При другом руководителе у страны ещё есть шанс сохраниться.
Арам АБРАМЯН,
Газета «Аравот»,
12.11.2025

















































