Публикация в Facebook кандидата исторических наук, востоковеда, эксперта по региональным вопросам Армена Петросяна
Азербайджан перетасовывает все карты
На состоявшейся в Ташкенте 7-й консультативной встрече руководителей государств Центральной Азии, проходившей в формате «Центральная Азия (C5) + Азербайджан», Баку был предоставлен статус полноправного члена консультационных встреч Центральной Азии. Формат C5, который до сих пор хотя бы в основном объединял страны Центральной Азии в политическом и геополитическом измерении (а также, несмотря на многочисленные проблемы, имел широкие возможности для экономической, транзитной и цивилизационной интеграции), превращается в C6.
Причём важно то, что ключевую инициативу в этом направлении проявил именно Азербайджан, который ещё до ташкентского саммита, будучи неформальным участником этой площадки, стремился принять участие в прошедшем в начале ноября в США саммите C5+США. И подобная позиция Азербайджана, справедливости ради, является крайне прагматичным и перспективным шагом — на пути к исполнению роли региональной державы.
Читайте также
И всё же эта динамика крайне важна и для перспектив позиционирования Южного Кавказа и Армении. Соответственно, можно выделить следующие положения/вопросы, которые по меньшей мере требуют рассмотрения.
Соответственно:
-
Азербайджан, находясь с географической точки зрения в Южном Кавказе, по крайней мере в политическом, экономическом и ценностном измерениях позиционируется в сторону Центральной Азии. Такое развитие существенно усложняет процесс регионализации Южного Кавказа.
-
Обеспечит ли Азербайджан заметную вовлечённость в формирование подобного формата в Южном Кавказе, или же он будет в основном сосредоточен именно на направлении Центральной Азии?
-
Интересная ситуация складывается в контексте политических и экономических интеграционных процессов Армении и Грузии. Проявит ли ЕС достаточную смелость для расширения своих границ на Южном Кавказе, или упустит этот исторический период?
-
По сути, по крайней мере в геополитическом и геоэкономическом смыслах, Армения превращается в соседнюю страну Центральной Азии, а проект TRIPP становится гораздо более важным логистическим направлением.
-
Если в ближайшее время процесс интеграции Армении в ЕС станет бесперспективным, то для Армении может стать актуальной инициатива площадки C6+Армения.
-
На пути к кристаллизации формата C6, а также при реалистичности процесса ЕС–Армения, ЕАЭС окажется в сложной ситуации. Можно прогнозировать, что он, как единая таможенная и экономическая зона, может трансформироваться в гораздо более широкий содержательный формат C6 + Россия.
-
В случае отсутствия решения ЕС в отношении Турции, учитывая уже существующую прямую сухопутную связь, Анкара по собственной инициативе может выступить с содержательным предложением о формировании нового, гораздо более высокого уровня сотрудничества с форматом C6.


















































