Сами по себе встречи армянских и азербайджанских журналистов, интеллектуалов, представителей общественных организаций, на мой взгляд, если и не полезны, то и вреда не приносят. До 2020 года я несколько раз участвовал в подобных встречах, и, думаю, чисто человеческое и профессиональное общение с азербайджанскими коллегами удавалось. После 2020 года желания участвовать в таких контактах у меня нет: я не хочу брать на себя дополнительную ношу национального унижения, пока автор этого унижения спокойно сидит на своём троне, хвастается, угрожает и проводит репрессии. Когда он будет привлечён к ответственности — хотя бы политической и моральной, — тогда я почувствую, что в какой-то, пусть малой степени, наше достоинство восстановлено: что мы больше не безвольная масса, которой руководит лидер, потерпевший позорное поражение. И тогда, возможно, я снова встречусь с азербайджанцами.
Но это моё личное отношение, и я понимаю, что не все разделяют мои чувства. Наши могут ездить в Баку, они могут приезжать в Ереван (разумеется, крайне желательно, чтобы приезжающие проходили определённый «фильтр», и наиболее агрессивные антиармянские персонажи сюда не попадали). Проблема не в самих визитах и встречах, и я не согласен с резкой и несправедливой критикой в адрес наших делегатов. Проблема в том, какие послания они несут на эти встречи и какие привозят оттуда.
В частности, не стоит делать вид, что мы верим в то, будто Азербайджан как государство не имеет притязаний на территорию Республики Армения. Алиев не просто так сказал «Гёкча». «Ильхам Алиев на мероприятии, посвящённом 80-летию НАНА, представил новые задачи для исторических исследований — с особым акцентом на историю Западного Азербайджана, историю государственности, картографию и новые направления этнологии», — недавно заявил директор Института истории их НАНА Карим Шукюров. Зачем глава жёсткого авторитарного режима даёт подобные «руководящие указания»? Разве непонятно? Для того чтобы «доказать», что государство, в котором мы живём, на самом деле принадлежит им. И цель этого тоже понятна.
Общественные контакты между армянами и азербайджанцами, безусловно, необходимы. Просто нужно понимать, чему они должны служить. Если — «денацификации» нашего общества, то усилий прилагать не стоит: общество, которое терпит Пашиняна, уже «денацифицировано».
Читайте также
Арам АБРАМЯН
















































