И почему на литургию нельзя идти с целью вести войну против кого-либо
«И если, неся дары к алтарю, ты вспомнишь, что твой брат имеет что-либо против тебя, то оставь свои дары перед алтарём. Сначала пойди и примирись со своим братом, а тогда вернись обратно и возложи дары», – говорится в Нагорной проповеди (Матф. 5:23–24). Учитывая религиозную практику того времени, этот призыв Господа был более чем смелым. Для евреев принесение жертвы было священнейшим действием — прервать его означало бы, как минимум, оскорбление Бога. Но Христос, как Он говорит в той же проповеди, приходит не для того, чтобы отвергнуть Закон, а чтобы исполнить его.
В этом случае получается, что любые религиозные обряды менее важны, чем урегулирование человеческих отношений. Более того, обряд теряет смысл, если ты сначала не устранил эти отношения. Причем обратите внимание: Господь не говорит: «если ты обидел брата», или «если он обидел тебя», или «если ты прав или неправ». Сказано: «твой брат имеет против тебя обиду» или в другом переводе — «твой брат огорчен из-за тебя». Проблема, следовательно, не в твоей обиде, а в его обиде, независимо от того, справедливо ли он огорчился или нет. Вступи с ним в общение, чтобы потом общаться с Богом.
Вы скажете: это невозможно — оставить жертву и идти «примиряться с братом». В бытовом смысле — да, это исключено, но не в библейском смысле. В Евангелии вообще, и особенно в Нагорной проповеди, встречаются многие «нереалистичные» требования.
Читайте также
Например, тот же самый глава Евангелия от Матфея, из которого сделана цитата, заканчивается следующим призывом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (5:48). Быть совершенным по Божественной мере? Такое невозможно для любого человека. Но здесь речь идет не о абсолютной совершенствованности, а о нашем внутреннем духовном движении — к целостности, к зрелости: в греческом оригинале используется слово τέλειοι (teleioi) именно в этом смысле.
Так же нужно понимать и «примирение с братом», которое является не просто предварительным условием причастия, крестного хода или любого другого духовного обряда, а его неотъемлемой частью. Во время литургии священник несколько раз произносит: «мир всем». Мир — это значит: примирение с Богом, примирение с братом, целостность, исцеление, порядок и гармония. А молитва «мир всем» означает: «Да будет же с вами отныне и навсегда благодать Господа нашего Иисуса Христа».
Когда же люди приходят на литургию, не имея в сердце никакого примирения, или, наоборот, приходят, чтобы демонстрировать свою ненависть к кому-либо (не важно, к католикосу ли или к церковному сторожу) для того, чтобы «начальство» этим порадовалось, это уже не литургия.
Не исключено, что Пашинян через своих епископов и СНБ попытается навязать, чтобы во время литургии вместо слов «мир всем» говорили «война всем».
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
13.01.2026
















































