Как «борцы за справедливость» устанавливают диктатуру
В Армении священников, епископов и предстоятелей епархий уже начали «назначать» через карманные суды. В 1991 году никто не мог предположить, что мы скатимся в эту бездну диктатуры. Но этот путь открылся, как ни странно, после выборов 2018 года — выборов, легитимность которых, казалось бы, никто не оспаривает.
Следует сказать, что это в истории человечества не первый и, к сожалению, не последний случай, когда под популистскими лозунгами «во имя справедливости», «против элиты», «уничтожим коррупцию» по-настоящему завоёвывают сердца народа, а затем произволом, репрессиями и роскошной жизнью превосходят тех, против кого боролись.
О Гитлере и национал-социализме сказано многое. Нам, пожалуй, ближе пример Бенито Муссолини. Итальянский диктатор, кстати, был бывшим журналистом.
Читайте также
В 1922 году он организовал многотысячный поход на Рим и в итоге вынудил короля назначить его премьер-министром. После этого нормальные выборы больше не проводились, а в 1928 году всё свелось к референдуму: граждане должны были сказать «да» или «нет» списку фашистской партии, тогда как остальные партии были просто запрещены. Именно такими способами диктатуры и легитимизируются.
Истории того, как Путин, Лукашенко, Эрдоган, Уго Чавес приобрели неконтролируемую власть и стали диктаторами, хорошо известны. А схема примерно одна и та же с незапамятных времён. Вспомним хотя бы афинского и сиракузского тиранов — Писистрата (561–527 гг. до н. э.) и Дионисия Старшего (405–367 гг. до н. э.).
Авторы исторических исследований, изучая историю «избранных» диктаторов — начиная с Древней Иудеи и афинских тиранов и заканчивая тем же Чавесом, — показывают, как подобные режимы устанавливаются поэтапно:
-
Кризис, созданный «бывшими» (которые, как правило, этого не признают), поляризация общества, внешние угрозы.
-
Народ жаждет «сильного лидера», «героя», «спасителя» и т. д.
-
Будущий диктатор обещает справедливость, защиту народа от прежней элиты, угнетателей и грабителей — «ты не один, не один, не один».
-
«Волеизъявление народа» — не столько классические выборы (между партиями, программами, идеями), сколько аккламация: народ одобряет «героя-спасителя» — вспомним Муссолини.
-
Ограничение свобод, преследование инакомыслящих, подчинение судов диктатору.
-
Народ, несмотря на зло, принесённое диктатором, некоторое время продолжает ему доверять и поддерживать его. Причин этому множество: в частности, инерция ненависти к «бывшим» и страх их возвращения или опасение, что относительная стабильность будет разрушена.
В результате «спаситель» фактически становится узурпатором власти, сосредоточившим её в своих руках; все государственные институты, включая парламент и суды, превращаются в чистую декорацию, внешний антураж. Выборы становятся «процедурой» периодического подтверждения монарха, а конституция (если речь о новейшем времени) — листком бумаги. Поскольку диктатора «избрал народ», он уверен, что может делать всё что угодно, игнорируя любые институты.
Вас, конечно, интересует, чем заканчиваются подобные тирании и что происходит с диктаторами. Здесь вариантов множество — в современном мире развязки чаще бывают в той или иной степени мирными. Но есть формула, предложенная ещё греками, точнее историком и политическим деятелем Полибием (200–118 гг. до н. э.): тирания разрушается так же, как и создаётся — из-за страха, ненависти и утраты меры, а диктатор падает тогда, когда он больше никому не нужен. Но когда это произойдёт в Армении, никто сказать не может.
…На президентских выборах 2000 года в Узбекистане единственным «соперником» Ислама Каримова был Абулхафиз Джалалов. Перед выборами «альтернативный кандидат» заявил, что лично будет голосовать за Каримова.
В случае «увековечения» власти Пашиняна это может стать и нашим будущим.
Арам АБРАМЯН

















































