и пыталась прикрыть нарушения мелкими хитростями
В декабре 2003 года в статью 50 закона “О телевидении и радио” было внесено дополнение, согласно которому Национальная комиссия по теле- и радиовещанию обязана надлежащим образом обосновывать решения о выборе владельца лицензии, о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче. В 10-дневный срок после принятия решения его копия направляется заявкодателю.
После того, как 25 мая НКТР изучила конкурсные предложения на лицензирование свободной радиочастоты и в очередной раз отказала телекомпании “А1+” в выдаче разрешения на вещание, 6 июня, спустя 12 дней, интернет-сайт “А1+” сообщил о том, что комиссия не представила телекомпании обоснование.
На пресс-конференции в пятницу председатель НКТР Григор Амалян заявил, что его оклеветали. Установленные законом десять дней, по его словам, истекают… 5 июня (к сведению НКТР в мае 31день), так что “копию письма комиссия отправила почтой в установленный срок”. Однако 8 июня конверт был возвращен НКТР. По словам Г.Амаляна, почтальон обращался к соседям, и те сказали, что “дома никого не бывает”. Дело в том, что письмо было отправлено на домашний адрес руководителя “А1+” Месропа Мовсисяна, по которому зарегистрировано общество “Мелтекс”. Именно этот адрес был указан в конкурсной заявке “А1+”. “Если вы пока располагаетесь по адресу Григора Лусаворича, 15, то в заявлении следовало указать этот адрес, — обратился Амалян к присутствовавшему на пресс-конференции журналисту телекомпании. Между тем на первой странице конкурсного предложения “А1+” в качестве местонахождения был указан адрес Лусаворича, 15. Предполагалось, что члены НКТР должны обратить внимание хотя бы на первую страницу пакета. Примечательно, что в конкурсной заявке юридический адрес общества “Мелтекс” был указан по требованию начальника Лицензионного и методического управления Ишхана Варданяна. Вот что рассказала продюсер “А1+” Сусанна Оганджанян: “Заявку я заполняла в офисе НКТР, и Ишхан Варданян пояснил, что в графе “местонахождение” необходимо указать юридический адрес. Я предупредила — на случай возможной переписки, что мы пока находимся в здании по адресу Лусаворича, 15. Варданян ответил, что знают наш адрес, и заставил меня заново заполнить заявку”.
В этой истории есть еще одно примечательное обстоятельство. 25 мая Сусанна Оганджанян в беседе с корреспондентом “Аравот” не исключила, что после получения копии решения НКТР “А1+” обратится в суд в связи со следующим нарушением закона: “Согласно закону, НКТР обязана публиковать те минимальные правила проведения конкурса, которых должны придерживаться его участники. Но комиссия ничего не обнародовала”. На пресс-конференции Григор Амалян назвал это обвинение “явной ложью” и клеветой: “Состоялось открытое заседание, все условия конкурса опубликованы. Если бы они не были опубликованы, то конкурс не смог бы состояться”. Однако по завершении пресс-конференции глава НКТР признал: “Комиссия не указала условия в отношении объема отечественных и собственных программ, что подразумевает другое обвинение. В одном случае — это нарушение закона, в другом – наше усмотрение. Мы решили так: пусть организации удовлетворят минимальные требования, а объем собственных программ предложат по своей инициативе. Они свободны предлагать все, что хотят”. Отметим, что преобладание программ отечественного и собственного производства – два из четырех критериев, которые учитываются при выборе будущего владельца лицензии. И тот факт, что НКТР не выдвинула минимальные условия по этим важнейшим критериям, свидетельствует о ее тенденциозном подходе. И поскольку на этот раз комиссия по теле- и радиовещанию не обнародовала не только условия, но и порядок расчета объема собственных передач, “А1+”, по словам продюсера, решила руководствоваться условиями предыдущих конкурсов. Между тем объем собственных программ комиссия всегда определяла на основе объема отечественных программ, а не общего эфирного времени. Выяснилось, однако, что на сей раз именно по этому критерию “А1+” уступила своим соперникам по конкурсу. В ответ на замечание о том, что комиссия изменила принцип расчета собственных программ, Григор Амалян заявил: “Принципа расчета не существует”. Любопытно, что отсутствие указания о минимальном объеме программ собственного и отечественного производства председатель НКРТ не считает нарушением, в то время как в утвержденном комиссией порядке проведения конкурса говорится другое: НКТР должна установить минимальные условия, которыми обязаны руководствоваться участники конкурса на получение лицензии на вещание.
АННА ИСРАЕЛЯН