Лента новостей
Новости дня

НАЧНЕТСЯ ШИРОКОМАСШТАБНАЯ ВОЙНА?

18 июля,2006 00:00

Востоковед Давид Ованнисян считает маловероятным вовлечение на данном этапе других стран в арабо-израильский конфликт
— В последнее время арабо-израильский конфликт перерос в настоящую войну. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено нагнетание напряженности в ближневосточном регионе?
— Как известно, по своей сущности и структуре этот конфликт, по сравнению с другими, является самым сложным. Корнями он уходит в незапамятные времена и, можно сказать, имеет даже мифический подтекст. Все схемы примирения, использованные здесь на протяжении последних десятилетий с целью урегулирования конфликта, терпели неудачу. Провалилась и так называемая “дорожная карта”, которая фактически была обречена изначально. Что касается упомянутой Вами нынешней эскалации напряженности, то подобные ситуации возникали всегда и, судя по всему, будут возникать и в будущем. Почему именно сейчас? Ответ на этот вопрос, пожалуй, следует искать в контексте нынешних мировых политических процессов. Есть несколько факторов. Приведу следующее образное сравнение. Когда старший в семье теряет голову и перестает выполнять свои обязанности, другие члены семьи начинают совершать шалости. Под “старшим” я имею в виду Соединенные Штаты, которые своей иракской авантюрой, шумихой, поднятой вокруг ядерной программы Ирана, провоцированием и усилением противоречий между цивилизациями поставили в тяжелое положение как весь регион, так и самих себя. В результате они утратили в определенной степени контроль над процессами. Поэтому сегодня мы имеем то, что имеем. При этом сложность ситуации характеризуется сочетанием нескольких компонентов. Один из них – проблема Ирана. Как вы знаете, в среду иранское досье будет представлено в Совет безопасности ООН, что предполагает возможность новых подходов, а следовательно возникновение новых сложных ситуаций.
— То есть Вы усматриваете определенную связь между ядерной проблемой Ирана, точнее, поступлением иранского досье в ООН, и нынешним изральско-ливанским конфликтом.
— Несомненно, и могу объяснить это расчетом Тель-Авива, который состоит в том, что запутанная ситуация, сложившаяся сегодня в регионе, дает Израилю возможность нанести разрушительные удары по позициям враждебных и серьезно угрожающих его безопасности двух организаций — “Хамас” в Палестине и “Хезболла” в Ливане. При этом должен отметить, что такое поведение Израиля в свою очередь активизирует региональные факторы. В частности, не исключаю, что в свою очередь Иран в ответ на действия Израиля начнет еще больше накалять обстановку в Ираке. Возвращаясь к Вашему вопросу, должен отметить, что почти во всех средне- и ближневосточных процессах существенную роль играет фактор повышения цен на нефть. Сразу ответить на вопрос о том, кому это выгодно, сложно, однако проанализировать ситуацию можно.
— Получается, что нынешняя напряженная ситуация и, как следствие, повышение цен на нефть очень выгодны, скажем, России.
— …а также ряду стран, занимающихся добычей нефти в Персидском заливе. Могу сказать, что это обстоятельство однозначно не выгодно США, которые, кстати, для удовлетворения своих энергетических нужд уже давно пользуются резервными фондами страны. Вещь неслыханная. Мое утверждение о том, что Соединенные Штаты утратили контроль над процессами, поскольку сегодня Израиль фактически действует без явной поддержки и одобрения США, подтверждается в том числе и в этом контексте.
— Видите ли Вы связь между выводом из Ливана под давлением США сирийских войск и сегодняшними ливанскими “походами” Израиля?
— Прямой связи нет. В прошлом году, после того, как Дамаск выполнил выдвинутые ему ООН требования, разногласия между Сирией и Западом в определенной степени были преодолены.
— Но если бы сирийские войска не были выведены из Ливана и находились там и сегодня, разве стал бы Израиль поступать подобным образом?
— Конечно нет, потому что это означало бы непосредственное втягивание в конфликт Сирии, что, в свою очередь, привело к вовлечению в военные действия стран, связанных с Сирией межгосударственные военными договорами. В результате в регионе началась бы широкомасштабная, разрушительная война. Тем не менее должен отметить, что подобные процессы, в частности вовлечение в конфликт с одной стороны Ирана и Сирии, а с другой – США, на данном этапе не считаю возможным.
— В зарубежной прессе появились интересные версии. Согласно одной из них, все это делается именно с таким расчетом. То есть поставлена задача втянуть Иран в войну, заставить его нанести удар по Израилю, на что последуют удары вооруженных сил США по Ирану.
— Знаете, сторонники теории заговоров могут вводить в обращение любую версию. Как я уже сказал, подобные ситуации возникали в регионе и раньше, однако Иран никогда не наносил ударов по Израилю. Зачем ему наносить удары, если он всегда имеет возможность для иных, несимметричных ответов: скажем, дестабилизация ситуации в Ираке, в целом в Персидском заливе, если хотите, в случае определенных процессов и в Каспийском море. Инструменты? Сколько хотите. Скажем, теракты, подрывы танков или нефтепроводов и так далее.
— Какое воздействие окажут эти процессы на Армению?
— Они воздействуют на весь мир, а значит и на Армению. Однако под давлением по меньшей мере двух факторов воздействие на Армению может оказаться более существенным. Во-первых, диаспора. в данном случае — нарушение нормальной жизнедеятельности армянских общин в Ливане и Иерусалиме. Второй фактор касается именно государства Армения, которое, будучи географически близко расположено к арене событий, может испытать все негативные последствия, вытекающие из разворачивающихся в соседнем регионе военных действий. Например, миграционные потоки, незаконное перемещение оружия и боеприпасов и так далее.

Беседовал
ТИГРАН АВЕТИСЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать