читает председатель Национально-демократической партии, депутат Национального Собрания РА Шаварш Кочарян
— Г-н Кочарян, чем вы объясните чрезвычайную активность, которую сегодня проявляют в Армении провластные силы?
— Задача номер один, стоящая сейчас перед Арменией, — осуществление качественных изменений, связанных с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, внешней политикой и многими другими вопросами. Давление, которое оказывается в связи с проблемой Нагорного Карабаха, будет усиливаться. Более того, у власти должны находиться люди, которые смогут заявить, что руководствуются волей народа. Нужен резкий подъем экономики, с этим связано усиление армии. Следующая задача – преодоление социальной поляризации. Каждый человек должен чувствовать себя хозяином страны, что позволит добиться осуществления национальных целей, которые сегодня находятся под угрозой. Проблем много. Например, демографическая ситуация. Население Армении с каждым годом стареет, рождаемость падает, молодежь уезжает и не возвращается. Полностью игнорируется гуманитарная сфера — культура, образование, наука. А власть вместо того, чтобы уделять внимание этим проблемам, занята другими делами. Происходящее в Республиканской партии преследует одну цель – сохранить то, что есть. Те, кто составляет властную элиту, хотят не только сохранить, но и улучшить свои позиции. То же самое касается тех, кто занимается экономической деятельностью. Поскольку при нынешней власти уязвимы в первую очередь бизнесмены, то они стремятся быть во власти или рядом с властью.
— На ваш взгляд, предусмотрены ли места для оппозиции?
— В том-то и дело, что нам угрожает статус российской Думы. Там тоже оппозиция постепенно вытесняется из законодательного органа. Вот, например, самый прогнозирумый для России исход выборов: в Думу пройдут три политические силы — “Наш дом – “Газпром”, извините, ”Наш дом – Россия”. А это то же самое, что Компартия и Жириновский. И не важно, кто из них будет в оппозиции. Такая же опасность угрожает и Армении. На одной стороне – весь властный ресурс, деньги от теневой экономики, в определенной степени криминал. Партия “Процветающая Армения” в эту игру, пожалуй, не очень укладывается, поэтому своим козырем она должна сделать деньги. Но кто настолько наивен, чтобы против власти попытаться пойти только с помощью денег. Поэтому, мне кажется, будут предприняты скоординированные шаги. В данном случае задача оппозиции очень проста: иметь программу, пользующуюся доверием народа. Но такой программы пока нет.
— Если я правильно поняла, Вы только что сказали, что пойти против власти, используя только деньги, “Процветающая Армения” не сможет.
— Да, конечно.
— Значит Вы считаете, что эта партия пойдет против власти?
— Нет, я имел в виду другое. Если внутри власти уже решено, кто будет на первом месте, то невозможно, чтобы “Процветающая Армения” бросила вызов этому решению.
— Вы думаете, уже решено, кто будет первым?
— Конечно, Республиканская партия. Не думаю, что представители “ПА” окажутся настолько неблагоразумными, что выступят против такого решения. Они просто включатся в эту игру и попытаются урвать максимум возможного, поскольку не представляют угрозу для власти.
— В таком случае какую перспективу Вы видите для Дашнакцутюн и “Оринац еркир”?
— “Оринац Еркир” решила свои проблемы, вырвавшись из властного поля. Будущее этой партии связано с оппозицией, и оно плачевно. В очень сложном положении оказалась Дашнакцутюн. С одной стороны, это член коалиции, а с другой стороны, Дашнакцутюн — партия, имеющая идеологию, и она понимает, какими последствиями чреваты региональные процессы. В отличие от других партий Дашнакцутюн представлена в Нагорно-Карабахской Республике. Так что эта партия по ряду причин, наверное, не примет участия в безыдейном процессе, единственная цель которого — сохранить достигнутое. АРФД либо должна смириться со всем этим, получив свою долю, либо должна бросить вызов. Но я не думаю, что Дашнакцутюн это удастся. Партия могла бы добиться успеха в том случае, если бы полюсов было больше одного, то есть если бы оппозиция тоже представляла собой определенную силу, ресурс.
— Представленный Вами сценарий оставляет впечатление, что против этих сил действительно нет игры. Неужели положение на самом деле безнадежно?
— Теоретически есть два варианта. Во-первых, действительно ли все это происходит по желанию Роберта Кочаряна? Они выбрали тот сценарий, согласно которому в ближайшие пять лет он берет передышку в политической деятельности, поскольку этот сценарий ведет к появлению сверхсильной Республиканской партии с ее председателем-кандидатом в президенты. Кочарян не может претендовать на третий срок президентства — это станет концом Армении. У него есть один вариант: претендовать на пост премьер-министра. Но в этом случае он должен стремиться к мозаичному большинству. И все же я не думаю, что Роберт Кочарян руководствуется только этим сценарием. Его подходы всегда отличаются обилием сценариев. Следовательно возможным барьером к этому является то, что с какого-то момента будет задействован сценарий “мозаики”. А раз так, значит личность, которая сегодня еще находится во главе власти и владеет всеми рычагами, пока не составила окончательный сценарий.
МАРГАРИТА ЕСАЯН