Такую форму участия в референдуме по Конституции Нагорно-Карабахской Республики подсказал председатель постоянной комиссии по внешним отношениям Национального Собрания НКР Ваграм Атанесян
Совет министров иностранных дел ВУАМ заявил, что проведение в Нагорном Карабахе референдума по принятию Конституции является “нарушением норм международного права и принципов Конституции Азербайджана, поэтому не будет иметь правового значения, а его результаты будут признаны недействительными”. По нашей просьбе комментируя это заявление, Ваграм Атанесян сказал: “Для меня такое заявление стало неожиданностью. Я думаю, страны-члены ГУАМ проявляют пристрастное отношение к НКР. Я также считаю, что после конституционного референдума они будут вынуждены пересмотреть свою позицию. Кстати, было бы желательно, чтобы страны, принявшие такое заявление, направили в Карабах своих наблюдателей следить за ходом референдума по Конституции, чтобы убедиться: этот референдум отражает свободное волеизъявление народа Нагорного Карабаха. Что касается содержащихся в заявлении ссылок на международное право, то эти нормы опираются также на право наций на свободное самоопределение. Поэтому хочу напомнить, что 10-го декабря 1991 года народ Нагорного Карабаха провозгласил свою независимость на основе того же права, что и Азербайджан или любая другая страна-член ГУАМ. Наш народ правомочен самостоятельно определять свое будущее, свободно выбирая форму сотрудничества с той или иной страной”.
В связи с предстоящем 10-го декабря референдумом в НКР в последние дни с азербайджанской стороны звучат заявления о непризнании его результатов. Кроме того, констатируется, что любой конституционный документ о самоуправлении населения Нагорного Карабаха может быть претворен в жизнь только в том случае, если “посредством детально разработанного, законного, демократического и мирного процесса” в нем сможет принять участие и азербайджанская община региона. “В подтексте заявлений Азербайджана я вижу тенденцию к признанию референдума по Конституции НКР,- неожиданно сказал Ваграм Атанесян. – То есть если легитимность референдума они обуславливают только участием граждан НКР азербайджанской национальности, это означает, что сам по себе конституционный референдум они не признают нелегитимным. Я полагаю, что референдум так или иначе легитимен независимо от того, примут в нем участие граждане азербайджанской национальности или нет. А если они не участвуют, то это вина властей Азербайджана, которые с 1991 года держат в “заложниках” граждан НКР азербайджанской национальности. Они запретили им участвовать в референдуме по вопросу независимости 1991 года, в результате дальнейших военных действий переселили их с территории Нагорного Карабаха и по сей день не допускают свобдного проявления воли со стороны этих людей. Так что если граждане НКР азербайджанской национальности захотят участвовать в нашем референдуме по Конституции, у нас не будет проблем. Пусть они обратятся по этому вопросу в Центральную избирательную комиссию НКР. В течение оставшихся нескольких дней, я думаю, ЦИК НКР сможет найти форму, позволяющую этим гражданам принять участие в референдуме”.
Тем не менее директор Программы по Южному Кавказу Международной кризисной группы Сабина Фрейзер заявила, что предстоящий референдум не будет признан международной общественностью. “Не думаю, что представитель Международной кризисной группы представляет международное сообщество,- заметил г-н Атанесян. – Под международным сообществом я понимаю ООН и входящие в него страны. Просто некоторые структуры и страны предпринимают попытку добиться того, чтобы международная общественность не признала наш референдум. Если по завершении референдума международная общественность через какую-либо структуру не признает легитимность Конституции НКР, это не значит, что международная общественность никогда не признает легитимность этого референдума”.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на днях выразил сомнение в искренности желания армянской стороны урегулировать нагорно-карабахский конфликт, отметив, что если бы такое желание было, Карабах не стал бы проводить конституционный референдум. На наш вопрос, может ли Азербайджан использовать референдум в качестве повода для срыва процесса урегулирования, в котором, по словам Мамедъярова, “нерешенным остался один вопрос”, председатель комиссии по внешним отношениям НС НКР сказал: “Не думаю. НКР не вовлечена в переговорный процесс и не взяла на себя какую-либо ответственность за свои действия на данный момент и в дальнейшем. Мягко говоря, было бы нелогично связывать прекращение процесса с тем фактом, что народ НКР принимает Основной закон страны”.