но разногласия между Армянским общенациональным движением и АРФ Дашнакцутюн — никогда. Это в очередной раз доказала дискуссия, организованная вчера в клубе «Зеркало»
В начале встречи руководитель офиса Ай Дата (Армянского Вопроса) и по политическим вопросам Бюро АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян подверг критике состоявшуюся в конце минувшей недели международную конференцию «Экономические и социальные последствия открытия армяно-турецкой границы». «Беспокойство вызвало то обстоятельство, что ее организаторы как будто хотели сказать армянскому народу: в случае открытия границы ваше положение улучшится. А подтекст сводился к следующему: чтобы получить эти экономические блага, согласитесь на некоторые политические уступки. Это был даже не подтекст, а нечто большее — на это прямо намекнул в беседе с одним из участников конференции сотрудник ереванского офиса USAID, организовавшего мероприятие»,- сказал К.Маноян. При этом он отметил, что не надо никого убеждать в том, что открытые границы положительно сказываются на экономическом развитии страны.
В противоположность представителю АРФ Дашнакцутюн член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян крайне положительно высказался о ереванской конференции. Он указал и на определенный прогресс: «Слава Богу, что господин Маноян считает, что будет хорошо, если граница с Турцией откроется. Это означает, что ваша партия больше не рассматривает границу как фронт. Меня это радует». Касаясь политических уступок в обмен на открытие армяно-турецкой границы, г-н Шахназарян отметил: «Если речь идет о том, чтобы Армения отрицала факт Геноцида, это абсурд, этот вопрос не подлежит обсуждению. Другое дело, что ошибочно считать вопрос международного признания Геноцида целью номер один внешней политики Армении. Вместо этого, г-н Маноян, было бы правильнее, если бы ваше правительство провозгласило одной из целей внешней политики Армении (возможно, об этом не стоит говорить вслух) открытие границы с Турцией». На это Киро Маноян заявил: «До 1998 года, когда Вы были у власти, граница была закрыта, при этом вопрос признания Геноцида во внешнеполитическую повестку Армении не входил». Он назвал и реальную причину нежелания Турции открыть границу: Турции необходимо, чтобы наша страна была слабой, с этой целью она может привести 40 причин, чтобы держать границу на замке и не позволить Армении развиваться.
Давид Шахназарян в качестве достижений предыдущей власти указал на то, что в самые тяжелые годы удалось доставить из Турции зерно и удержать эту страну от вооруженного вмешательства в карабахский конфликт. «Если сегодня, не дай Бог, усилиями вашего стратегического партнера, России, Армения окажется в ситуации, когда надо будет организовать поставки, не думаю, что ваша власть, к сожалению, сможет решить подобные вопросы. Я уже не говорю о том, что если вследствие вашей политики, не дай Бог, начнется война, уже не удастся пресечь вмешательство Турции». Эти слова и в частности упоминание о России вызвали бурную реакцию со стороны Киро Манояна: «Это вы подписали договор о стратегическом партнерстве». «В вечно враждебной для вас Турции армяне сегодня чувствуют себя более безопасно, чем в вашей вечно дружественной России, придатком которой мы сегодня стали»,- возразил г-н Шахназарян.
На ереванской конференции заместитель министра иностранных дел Арман Киракосян в своем выступлении сказал:»Армения неоднократно заявляла, что выступает за установление дипломатических отношений с Турцией без каких-либо предусловий». Подобного рода заверения не внушили доверия члену правления АОД: «Усилия, направленные на открытие границы, я не считаю достаточными». Недовольство выразил и представитель АРФД: «Усилий было более чем достаточно».
В ходе дискуссии предметом спора стал также вопрос урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Подробно остановившись на переговорном процессе, Киро Маноян отметил: «Господин Шахназарян как оппозиционный деятель довольно хорошо проинформирован. Либо власти информируют, либо не знаю кто». Д.Шахназарян пояснил, что черпает информацию из международных и азербайджанских источников. «Неужели?»,- удивился Киро Маноян. В ответ на утверждение г-на Шахназаряна о том, что Роберт Кочарян и Ильхам Алиев хотят как можно дольше затянуть переговорный процесс, чтобы продлить свою власть, представитель Дашнакцутюн заметил: «А что, они остаются? На выборы не идем?» Тут удивился Давид Шахназарян: «А разве в Армении бывают выборы? Я впервые слышу об этом».