утверждает председатель Народной партии Армении Степан Демирчян
— Как будет участвовать в выборах Народная партия Армении — самостоятельно или в составе блока?
— На этот вопрос я уже неоднократно отвечал. Вынужден еще раз повторить: НПА готова участвовать в выборах самостоятельно, но мы не исключаем также участие в составе блока.
— Какая ситуация должна возникнуть, чтобы НПА приняла решение участвовать в выборах в составе блока? В каком случае вы примите подобное решение?
— В том случае, если посчитаем целесообразным участие в выборах в составе блока. Формирование блока — не самоцель. Если в какой-то момент мы почувствуем, что блок может оказаться более результативным, мы, разумеется, пойдем этим путем. В любом случае мы придаем важное значение сотрудничеству с оппозиционными силами в деле проведения демократических выборов. Мы также приветствуем выдвижение в одномандатных округах известных оппозиционных деятелей и придаем важное значение взаимной поддержке в этом вопросе.
— Намерены ли вы выдвинуть свою кандидатуру?
— Результативным будет выдвижение всех известных личностей. Решение мы примем после соответствующих консультаций.
— Вернемся к блокам. Однажды НПА уже пошла по пути создания блока. В результате многие члены вашей партии обиделись, поскольку не оказались в пропорциональном списке и не получили возможность пройти в парламент. Если сейчас вы решите сформировать блок, не боитесь, что потеряете некоторых членов партии?
— Мы наших членов не теряли. НПА всегда шла по пути консолидации, она была объединяющей силой. И если в блоке кто-то и нарушал принципы, то это не означает, что путь объединения не был правильным. Однако сегодня, повторяю, такого решения пока нет. Партия обсудит и решит, как участвовать в выборах — в составе блока или отдельно.
— Вы уверены, что сможете преодолеть 5-процентный барьер и пройти в парламент?
— Разумеется уверен. Это показали и результаты опроса Гелапа. Но наша задача не в том, чтобы обеспечивать присутствие партий в парламенте. У нас есть цель — изменить ту политику, которая сейчас проводится.
— Сегодня уже очевидно, что властные силы (я имею в виду Республиканскую партию и партию «Процветающая Армения») задействовали серьезные рычаги — м материальные, и административные, и ради формирования парламентского большинства готовы на все. Что вы можете противопоставить этому капиталу?
— Надо сказать, что власти сделали и делают все возможное, чтобы в политической борьбе решающими стали не политические методы. Не в первый раз звучит вопрос: они раздают взятки, а вы что будете делать?
— Будем делать то, что должна делать партия, что вообще призваны делать партии. Что касается властных рычагов, избирательных взяток, то всему этому мы противопоставим наши программы и принципы, нашу организованность и волю. Режим, говоря о необходимости становления политических партий на идейной основе, в действительности поощряет криминализацию политического поля.
— Вам не кажется, что за истекшие годы оппозиционные силы утратили доверие избирателей, люди больше не верят в оппозиционные силы и деятелей.
— На самом деле утрачена вера не в оппозицию. Люди просто не верят, что ситуацию можно изменить цивилизованным путем. За эти годы в борьбе против оппозиции в ход шли все средства борьбы. Режиму, который довел народ до нищеты и который фанатично стремится к обогащению, для полного счастья надо было вытеснить с политического поля реальную оппозицию, заменив ее марионетками. К этому делу подключилась вся пропагандистская машина. На протяжении многих лет внушалась мысль о том, что оппозиция слаба, что она не является альтернативой, не сможет собрать голоса и так далее. В Армении возникла парадоксальная ситуация. То, что власть фальсифицирует результаты выборов, это нормально, власть должна фальсифицировать. А оппозиция слаба, не может помешать подтасовкам. Действует эта искаженная логика. В действительности оппозиция есть, и она готова к борьбе. В частности, Народная партия Армении на протяжении многих лет вела борьбу, в отличие от тех, кто только давал советы.
— Как вы расцениваете то, что в оппозиционном поле возникло множество ответвлений, что очень напоминает басню о лебеде, раке и щуке. Всем понятно, что в удобный момент каждый будет тянуть на свою сторону.
— НПА на деле доказала, что является объединяющей силой. Свидетельство тому — создание и блока «Единство», и блока «Справедливость». Что касается объединения оппозиции, то этот лозунг не должен быть самоцелью. Под объединением не следует понимать объединение многослойного оппозиционного поля в один блок. Мне даже трудно это представить. Как я уже сказал, необходимо установить сотрудничество во имя свободных и справедливых выборов, и НПА к этому готова.
— Во всех партиях идут работы по подготовке пропорциональных списков. В НПА этот вопрос уже обсуждался?
— Никаких обсуждений по этому вопросу не было. Придет время, и в установленный законом срок мы представим наш список.