говорит председатель партии «Оринац еркир»
Артур Багдасарян
— Еще в августе 2006 года «Оринац еркир» инициировала проведение консультаций с партиями. Можно ли предположить, что эти консультации завершились безрезультатно, если до сих пор деятели «ОЕ» с оговорками высказываются о формировании блоков с другими политическими силами?
— Сегодня в Армении есть ряд партий, которые хотят сформировать блок с «Оринац еркир». Просто я не считаю корректным называть эти партии. Мы находимся на этапе активных внутрипартийных и внешнепартийных обсуждений тех принципов и программ, вокруг которых должны объединиться блоки. Для нас большую важность представляет и мнение партийных рядов. Вообще создание блока не должно быть самоцелью. Блок должен быть нацелен на решение определенных и очень серьезных задач. Надо сказать, что в Армении и во многих странах мира парламентские выборы характеризуются скорее созданием поствыборных блоков, а президентские выборы — созданием предвыборных блоков. Но я не исключаю, что до выборов в Национальное Собрание будет создан предвыборный блок с участием «Оринац еркир».
— До сих пор муссировались слухи об объединении «Дашинка» и «Оринац еркир», однако Самвел Бабаян (председатель партии «Дашинк». — ред.) заявил, что в выборах его партия будет участвовать самостоятельно. Согласно другой информации, вы заключили политическое соглашение с союзом «Конституционное право». Так с какими силами «Оринац еркир» обсуждает возможность сотрудничества?
— Мы встречались почти со всеми ведущими оппозиционными партиями, с которыми обсудили вопросы сотрудничества. Но ни с одной партией мы не вели переговоров относительно формирования блока. Основная причина в том, что мы сами пока не приняли решение. Кроме того, следует уточнить и мнение рядовых членов партии относительно того, участвовать в выборах в составе блока или нет.
— Партия «Оринац еркир» выступила с инициативой «Во имя законных выборов». Были провозглашены цели, направления деятельности, стало известно о проведении встречи. Но в дальнейшем информации о результатах и договоренностях не последовало.
— Мы поставили конкретную задачу — попытаться достичь согласия в оппозиционном поле вокруг вопроса о проведении выборов. И сегодня мы можем сказать, что, по сути, такое согласие достигнуто в той или иной степени. Мы также выдвинули задачу сотрудничать в деле выдвижения кандидатов в депутаты по мажоритарной системе, и сегодня этот вопрос мы активно обсуждаем с различными партиями. Хотели также решить проблему обеспечения гласности избирательного процесса. Результатом этой инициативы стало то, что сегодня на трех языках действует интернет-сайт «Парламентские выборы-2007», который может сыграть важную роль в предстоящих процессах. Уже сейчас сайтом пользуются главным образом иностранцы. Для обеспечения прозрачности и подконтрольности выборов мы установили сотрудничество с рядом общественных организаций. Пока ограничились этим, поскольку не всегда хорошая инициатива однозначно поощряется политическим полем.
— Я не замечала, чтобы политические силы с оговорками оценивали эту инициативу.
— Оговорок не было, давали положительные оценки. Но потом, в зависимости от той или иной проблемы, участвовали с оговоркой. Тем не менее процесс продолжается.
— Вы сказали, что обсуждаете возможность сотрудничества в вопросе выдвижения кандидатов в одномандатных округах. А Вы лично будете баллотироваться по мажоритарной системе? Собирается ли «Оринац еркир» выдвинуть кандидатов во всех избирательных округах?
— Мы не претендуем на то, чтобы иметь кандидатов во всех округах по той простой причине, что «ОЕ» не может везде выдвигать проходных кандидатов. Но мы, разумеется, будем активно участвовать в выборах по мажоритарной системе. Вопрос о том, кого выдвинуть кандидатами, будет решен в начале февраля.
— На упомянутом Вами сайте www.fairelections2007.am указаны наиболее спорные избирательные участки, где во время выборов 2003 года та или иная партия получила 50 и более процентов голосов избирателей. Намерены ли вы особенно внимательно контролировать эти участки?
— Да. В настоящее время мы разрабатываем пакет, в который войдут и этот вопрос, и вопрос сотрудничества в составе избирательных комиссий, и другие вопросы. С теми оппозиционными партиями, которые действительно заинтересованы в том, чтобы вести борьбу, мы попытаемся установить сотрудничество по всем этим направлениям. На спорных избирательных участках попытаемся обеспечить присутствие авторитетных местных и международных наблюдательских миссий.
— Вы заявили, что намерены сотрудничать с международными структурами, которые заинтересованы в проведениии свободных и честных выборов. Вы передаете им информацию о тех тревожных явлениях, которые уже замечены на этапе подготовки к выборам?
— Международные организации внимательно следят за тем, что происходит в Армении. Мы регулярно проводим встречи с представителями международных структур, ответственными сотрудниками посольств, прибывающими в Армению членами зарубежных миссий. Осуществляется постоянный обмен информацией.
— «Оринац еркир» всегда выражала недовольство тем, что после отхода от власти партия лишилась телеэфира. Между тем некоторые журналисты (как недавно было заявлено в клубе «Зеркало») утверждают, что Вы сами не принимаете приглашения.
— Во всем мире политические дебаты, как правило, проходят в прямом эфире, поэтому мне неинтересно участвовать в дебатах в каком-либо клубе. У меня есть опыт — что-то из этой дискуссии могут не показать. Я был и в клубе «Пакагиц», и в клубе «Аздак», но ни одно мое высказывание в эфире не прозвучало. Телеканалы даже на платной основе отказываются показывать видеозаписи наших встреч. Недавно после долгих переговоров телекомпания «Еркир Медиа» согласилась за плату предоставить нам 25 минут эфира, что уже можно расценить как положительное явление. Но за последние 9 месяцев ни в одной политической передаче или в прямом эфире нам не дали даже минуты для выступления. Проводившие мониторинг международные структуры сообщили мне о том, что заметили: Артур Багдасарян отсутствует в эфире.
— До выборов проводятся социологические опросы, из которых наибольшее доверие внушает опрос, проведенный при методологическом содействии «Гелапа». Тем не менее, в ходе этого опроса были получены взаимоисключающие данные. С одной стороны, 60% электората Армении имеет оппозиционный настрой, с другой — наиболее высокий рейтинг оказался у партии «Процветающая Армения» и Республиканской партии. Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить это противоречие?
— Во-первых, согласно представленным нам данным, на втором месте не Республиканская партия, а «Оринац еркир». Я сказал американцам, что относимся к этим опросам с оговоркой, мы не верим этим цифрам. В беседе с нами некоторые наши американские товарищи тоже высказывали оговорки и удивление теми противоречиями, которые выявились в проведенных опросах. Властные партии используют опросы «Гелапа» и во внутренних целях. Если мы хотим провести внушающие доверие опросы «Гелапа», следует пригласить из-за рубежа всего 30 специалистов, несколько переводчиков, и пусть они проведут беспристрастный опрос. Такой опыт в мире есть.
— По мнению аналитиков, оппозиция, которая до выборов постоянно говорит о том, что результаты будут сфальсифицрованы, фактически пилит сук, на котором сидит — она тем самым вызывает чувство разочарования и безнадежности у своего же электората, который во время избирательных процессов ведет себя пассивно. Это мотивированная точка зрения?
— Да. Но вы никогда не сможете привести пример подобного подхода со стороны «Оринац еркир». Мы считаем, что красивыми словами нельзя ни построить хорошую страну, ни провести хорошие выборы. За хорошие выборы надо бороться. Разумеется, мы не настолько наивны, чтобы верить, что власти сделают все для проведения нормальных выборов. Власти сделают все для своего воспроизводства. Сегодня «Процветающая Армения», РПА, другие властные партии имеют административные, финансовые и эфирные привилегии и возможности. То есть они, по сравнению с оппозицией, и без того находятся в привилегированном положении. Теперь оппозиции надо назначить в избирательных комиссиях нормальных людей, установить сотрудничество между оппозиционными партиями. То есть нужно вести борьбу. Если с сегодняшнего дня постоянно повторять, что выборы будут сфальсифицированы, зачем тогда участвовать в них.
— Не секрет, что на выборах 2008 года фаворитами Запада считались Вы, Раффи Ованнисян и Вардан Осканян. А какое значение Вы придаете внешней поддержке выборов 2007 года?
— Я и партия «Оринац еркир» прежде всего надеемся на поддержку нашего народа. Мы встречаемся с людьми каждый день. За последние три месяца я провел 150 встреч. Но в такой стране, как Армения, которая находится в весьма сложном регионе, выборы, конечно, не могут не вызывать интерес у внешнего мира. У меня много политических партнеров в разных странах, которые понимают, какую страну мы хотим создать. Более того, в последнее время я дал интервью ряду ведущих европейских агентств и газет и могу сказать, что раньше никогда не замечал подобного интереса. Мы живем не на острове, поэтому внешние отклики, обусловленные организацией и результами выборов, обязательно последуют.