Лента новостей
Новости дня

ТУРЦИЯ ДОЛЖНА СОЗРЕТЬ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН

26 января,2007 00:00

\"\"утверждает американский аналитик армянского происхождения Ричард Киракосян

— События, произошедшие в Турции после убийства Гранта Динка, а также поднявшаяся неожиданно для многих мощная волна протеста, по некоторым оценкам, могут иметь поворотное значение для армяно-турецких отношений. Что Вы думаете по этому поводу?
— Убийство Гранта Динка во многом стало следствием процессов в самой Турции, а не армяно-турецких отношений. Это убийство — результат турецкого расизма, направленного против Гранта Динка не только как армянина. Вместе с тем после убийства произошли события, весьма интересные с точки зрения армяно-турецких отношений: стало очевидно, что правительство Турции встало перед новыми вызовами. Смерть Динка и то, как она отразилась на Турции — общественное мнение, демонстрации этнических турок в Стамбуле, Измире и Анкаре — прежде всего привели к изменению общественного сознания. Я думаю, события, произошедшие после убийства Динка, заставят Турцию проявить волю к началу диалога с Арменией или открытию границы. Турция до сих пор является заложником политики Баку в вопросе Нагорного Карабаха. Я оптимист и считаю, что в этом вопросе наметится прогресс, поскольку Евросоюз и Соединенные Штаты оказывают на Турцию давление с целью разблокировать Армению. Кроме того, в Турции многие поняли, что блокада Армении провалилась. Важно и то, что изменение подхода Турции к Армении обусловлено не только убийством Динка, но и необходимостью экономического развития курдонаселенных областей на востоке страны. До убийства Динка многие турки хотели видеть границу открытой, и основная причина — как раз упомянутое мной экономическое развитие указанных районов. Дело в том, что отсталые курдонаселенные районы представляют опасность для Турции, между тем посредством открытия границы и экономического развития Турция надеется стабилизировать ситуацию в этих областях и сделать их безопасными. Стоит упомянуть и о том, что впервые некоторые военные круги изъявили желание видеть открытой границу с Арменией и тем самым способствовать развитию и установлению контроля над районами Восточной Турции. То есть открытие армяно-турецкой границы вытекает из интересов самой Турции, однако это еще не означает, что будут установлены дипломатические отношения. Хотя, на мой взгляд, установление дипломатических отношений гораздо важнее, поскольку только открытия границы недостаточно для развития экономических связей.
— Многотысячная акция протеста, которая состоялась после убийства Динка и в которой приняли участие не только местные армяне, но и турки и курды, была расценена как беспрецедентная и невероятная также в Армении. Однако, судя по всему, в этой акции участвовали только прогрессивно настроенные турки. Между тем в Турции есть и радикальные националисты, голос которых в эти дни не был слышен. Можно ли утверждать, что национализм в стране окончательно отступит, тем более, что вопрос признания Геноцида все еще находится в повестке?
— Основная цель Динка заключалась в установление армяно-турецких отношений. Однако куда интереснее его мнение о признании Геноцида армян. Он считал, что путь признания Геноцида не должен лежать через Вашингтон или Брюссель. Это должно произойти внутри Турции. Смерть Динка подтвердила эту мысль, потому что сегодня арена признания Геноцида находится в Турции. И это правильно. Убийство Гранта Динка показало, что в Турции активизировалось обсуждение этого вопроса. На одной стороне — прогрессивные деятели, которые стремятся в Евросоюз, на другой — более малочисленные, но являющиеся носителями мощных пантюркистских идей националисты. В этом плане основная опасность состоит в том, что Турция может не войти в ЕС. В этом случае она станет еще более националистической страной и направит свой взгляд в сторону Востока, что представляет опасность для Армении. Во-вторых, последние траурные митинги, по сути, продемонстрировали отношение населения крупных турецких городов, испытывающих влияние Запада. В восточных и сельских районах страны, где сильнее влияние националистов, люди, возможно, рассуждают иначе: «что нам от того, что умер Динк», «а кто он такой», «ну и хорошо, что убили» и так далее. И хотя очень важно, что в крупных турецких городах люди выступают против убийства Динка, однако это еще не вся Турция. Возможно, что в Восточной Турции это вызовет даже противодействие.
— В Армении превалирует мнение, что убийство Динка — продолжение Геноцида, что это следствие царящей в Турции атмосферы нетерпимости. Как Вам кажется, армянское общество более толерантно настроено к тем же туркам?
— Во-первых, я не согласен с первым утверждением. Во-вторых, бессмысленно и несправедливо сравнивать степень толерантности армян и турок — у армян статус жертв Геноцида и блокады со стороны Турции, поэтому нетерпимость армян к туркам, на мой взгляд, естественна. Турции в первую очередь необходимо сломать сложившиеся стереотипы и положить конец нетерпимости. В этом плане мяч сегодня на половине поля Турции. Вот когда Турция станет более толерантной, тогда и Армения станет такой же. Если, например, завтра Турция заявит о готовности открыть границы, установить дипломатические отношения и начать диалог на правительственном уровне, как это предложил Кочарян, нетерпимость в Армении ослабеет. И будь Турция разумной, она признает Геноцид. Но Турция должна для этого созреть. Сейчас она находится на пути к этому.

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать