говорит армянский политолог, анализируя дальнейшие процессы
Известный политолог Вячеслав Никонов в интервью «Российской газете» высказал мнение, что характер российско-армянских отношений будет зависеть от того, кто придет к власти в Ереване. «Усиление политических группировок, которые ориентируются на дистанцирование от России, может вызвать определенную дестабилизацию в Закавказье. В то же время очевидно, что сохранениЕ у власти нынешней команды, победа на президентских выборах Сержа Саркисяна может придать позитивную динамику российско-армянским отношениям и позволит выйтиу на более высокий уровень взаимовыгодного сотрудничества». В интервью также отмечается, что «та политическая сила, которая заявит о себе в качестве ведущей на парламентских выборах, будет иметь хорошие шансы на победу и на президентских выборах».
«В то же время думаю, что бизнесмен Гагик Царукян, возглавляющий партию «Процветающая Армения», является человеком, недавно пришедшим в политику, и вряд ли он ставит перед собой такую цель (стать президентом. — М.Е.). Скорее всего, «преемником» станет кто-то из рядов Республиканской партии, в создании которой принимал участие и нынешний президент Армении Роберт Кочарян. Судя по социологическим опросам, общественное мнение видит «преемника» прежде всего в Серже Саркисяне, который сейчас является министром обороны и руководит Советом безопасности страны. Это человек, который получил филологическое образование, но волею судеб стал одним из командующих карабахской армией. Сейчас он явлется столпом правоохранительных и силовых структур Армении. Это человек команды, который имеет неплохие сложившиеся отношения с российским руководством, безусловно, является сторонником укрепления взаимодействия между Россией и Арменией, пользуется очевидной поддержкой в Москве. Что важно подчеркнуть, Саркисян не вызывает какой-либо аллергии на Западе».
Точка зрения российского аналитика была воспринята в армянском обществе неоднозначно. Мы провели небольшой опрос среди рядовых граждан, политиков, предпринимателей, и услышали разные мнения. В частности, простые люди считают, что вопрос о том, кто станет следующим президентом, будут решать не они. 65-летний Тигран Арутюнян, которому мы изложили высказывания российского политолога, заметил: «А что ты удивляешься, если не русские, то кто? Ты что, дочка, Хачатура Абовяна не читала?» И добавил: «А почему бы и не Серж Саркисян? Человека со стороны что ли приводить?» Стоявшая рядом женщина, которую явно заинтересовала тема армяно-российских отношений, поскольку оба ее сына, как оказалось, уехали в Россию на заработки, заявила: «Не надо нарываться, пусть будет так, как будет. Наши парни из России домой не приезжают. Разве плохо будет?» Наш разговор происходил на улице Касьяна. Мужчина, торговавший лимонами, без приглашения вмешался в беседу. Он сразу же заявил, что сыт по горло и Россией, и другими: «Может, хватит без остатка отдаваться России? Неужели непонятно, что все, что у нас было, отняли именно русские».
По мнению заместителя председателя Национально-либеральной партии Армении Эдуарда Антиняна, раньше нашим властям удавалось вести комплементарную политику не потому, что они были слишком тонкими дипломатами, а «потому что интересы в регионе США и России так резко не противоречили друг другу. Когда между интересам двух государств появляются резкие противоречения, небольшая страна не может проводить комплементарную политику. Поэтому если сегодня кто-то думает, что в Армении найдется президент, который будет в равной степени отражать интересы и России, и США, то ему придется найти ту рациональную политику, которая будет вытекать из интересов обеих стран. Между тем сегодня Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум явно показали, что экономические трубопроводы становятся политическими, что Европа свою энергетическую диверсификацию связывает уже с бакинской нефтью и газом, в том числе с его транзитом из Средней Азии через Азербайджан. И все это приветствуют. Азербайджан становится фактором. С Турцией они стратегические партнеры. Для Грузии это вынужденное партнерство, однако оно вытекает из ее интересов — оторваться от России. А это означает, что Армения не может оказаться в оси Иран-Армения-Россия. Надо всего лишь посмотреть на карту и понять, что эта ось будет проходить либо через Грузию, либо через Азербайджан». В этом случае неважно, кто будет президентом страны, отметил Эдуард Антинян. «Проблема гораздо глобальнее. Понятно, что мы окружены странами, которые тоже однозначно имеют западные интересы, а это значит, что не они сильнее нас, а их шефы сильнее нашего партнера».
Владельцу компании «Гранд холдинг» Гранту Варданяну точка зрения российского политиолога была знакома. «Я думаю,- сказал г-н Варданян,- если Серж Саркисян станет президентом, улучшатся не только армяно-российские отношения, но и отношения со всеми нашими соседями. И самое главное: на ближайшие 15-20 лет президентом Армении должен быть человек, хорошо представляющий карабахскую проблему, поскольку для нашего народа, для нашего государства проблемой номер один является пока не решенная карабахская проблема. И в этом плане также Серж Саркисян проделает большую работу». А разве Запад не играет в Армении никакой роли, особенно сегодня, когда наши соседи становятся членами НАТО? — поинтересовались мы. По мнению г-на Варданяна, Запад уже начал играть роль: «Недавно Хачик Сукиасян сказал правильную вещь о нашем национальном брэнде. Он сказал, что нашим брэндом остался геноцид. Тот же Запад вытесняет все наши товары и культурные ценности. Самый яркий пример — «Джермук». К этому вопросу я еще вернусь. Нам всем, властям, народу, должно быть стыдно за то, что шантаж американских транснационалов, шантаж этой могучей американской супердержавы против небольшого государства мы оставили без последствий».