Парламент Армении дал разрешение на арест четырех депутатов, которые 1 марта призывали народ к спокойствию
Действует ли презумпция невиновности в отношении лиц, арестованных в рамках событий 1 марта? Этот вопрос возник у нас после того, как 4 апреля мы услышали следующее заявление президента РА Роберта Кочаряна: “Люди, которые сегодня пытаются спекулировать на теме политзаключенных, во время судебных заседаний будут глубоко разочарованы, поскольку поймут, кого пытались защищать, какие преступления совершили люди, на защиту которых вставали многие, не зная или не осознавая, наверное, всю глубину и серьезность преступления”. Объявлять людей преступниками и заранее расценивать их действия как преступление до вынесения судом приговора, мягко говоря, недостойно первого лица государства. Между тем в том же духе прошло созванное 4 апреля по инициативе президента РА внеочередное заседание Национального Собрания, на котором обсуждалось ходатайство генпрокурора РА “о привлечении депутатов Акопа Акопяна, Мясника Малхасяна, Сасуна Микаелян и Хачатура Сукиасяна в качестве обвиняемых и получении разрешения на применение к ним ареста в качестве меры пресечения”. В своем выступлении Агван Овсепян отметил: “Полученные доказательства служат достаточным основанием того, что депутаты Национального Собрания Мясник Малхасян, Сасун Микаелян, Акоп Акопян и Хачатур Сукиасян своими публичными призывами к насильственным действиям, непосредственным участием, подстрекательством, различного рода содействием, в том числе путем вербовки и вооружения боевиков, активно участвовали в организации массовых беспорядков. Это является достаточным основанием для привлечения их к данному уголовному делу в качестве обвиняемых и выдвижения им обвинения в организации с 20 февраля по 2 марта 2008 г. массовых беспорядков в Ереване, направленных на насильственный захват государственной власти посредством нарушения Конституции РА”.
Ни один депутат от Республиканской партии и партии “Процветающая Армения” не задал вопросов Агвану Овсепяну. Можно предположить, что они никогда не ставили под сомнение виновность своих коллег. А вот член парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Ара Нранян, обращаясь к генпрокурору, заметил: “В целом оценка ситуации понятна. Неясно, однако, в чем состоит конкретная вина этих четырех депутатов, в каких преступлениях они обвиняются и почему это решение должно быть принято сегодня”. Ничего нового к сказанному Агван Овсепян не добавил и лишь сказал: “В ходатайстве указаны и действия, и их правовая оценка на основании ч.3 ст.225 и ч.1 ст.300 УК РА”. Вопрос своего коллеги дополнил другой депутат фракции АРФД Арцвик Минасян: “В ходатайстве не указано, какие обвинения выдвинуты по отдельности каждому из наших коллег. Все четверо привлечены по одним и тем же статьям – 300 и ч.3 ст.225”. “В ходатайстве об этом сказано,- еще раз повторил генпрокурор. – Отмечено, что эти преступления они совершили своими призывами и содействием”. Еще одну безуспешную попытку внести конкретику в данный вопрос предприняла депутат фракции “Наследие” Заруи Постанджян.
А теперь представим то, что говорили о своих действиях находившиеся в зале парламента и уже задержанные депутаты Акоп Акопян и Мясник Малхасян. По словам А.Акопяна, к зданияю фрацузского посольства он подошел к 15 часам: “В это время (это может подтвердить полковник внутренних войск Артур Хачатрян) били стекла БМП, в какой-то момент хотели поджечь машину, но я успел вовремя и предотвратил эти действия… После этого начали бить стекла автобуса. Я пытался помешать, причем в этот момент сам мог попасть под колеса автобуса, так как был совершенно растерян. Я вывез оттуда эту машину. Вывез и третью машину”. Кто-то из высокопоставленных полицейских даже выразил благодарность Акопяну за эти действия.
Мясник Малхасян отметил, что депутаты “пытались предотвратить инцидент, который мог иметь тяжелые последствия”. В течение всего этого времени “мы лишь обращались к нашим коллегам, к нашему народу с призывами сохранять спокойствие, благоразумие, говорили, что вопрос должен быть решен справедливо. Справедливость должна восторжествовать, наш народ должен выбрать свою судьбу в результате честных выборов”, сказал Малхасян. Говоря о своем выступлении 1 марта, он, в частности, отметил, что “просил не заниматься самодеятельностью, которая может иметь неприятные и тяжелые последствия”.
Приведем и небольшую выдержку из выступления 1 марта Хачатура Сукиасяна: “У меня одна просьба: передавайте друг другу – ничего лишнего, никаких других действий. Мы будем здесь ждать нашего лидера. Я прошу не допускать никаких провокаций. Прошу всех. Очень прошу”.
Во время заседания 4 апреля Мясник Малхасян поинтересовался у своих коллег: неужели эти призывы являются попыткой насильственным путем захватить государственную власть? Депутаты фракции “Наследие”, которые 1 марта находились у памятника Мясникяну, подтвердили, что все четверо депутатов призывали сохранять спокойствие и пытались обезвредить провокаторов. Несмотря на это, представители парламентского большинства дали согласие на арест парламентариев, которые 1 марта стремились разрядить возникшую напряженность. Тем самым парламентское большинство присоединилось к решению об осуществлении репрессий за политические взгляды.