Председатель Национального Собрания РА Тигран Торосян вчера ввел в обращение проект заявления “Об урегулировании проблемы Нагорного Карабаха”, который парламент, по всей видимости, обсудит в ближайший четверг
До сих пор законодательный орган лишь дважды выступал с заявлениями об урегулировании нагорно-карабахской проблемы. Однако предыдущие документы, в отличие от нынешнего, не носили столь тревожный характер. По словам спикера, необходимость в принятии заявления возникла по ряду причин. В частности, в нем шаги Азербайджана по срыву процесса мирного урегулирования, случаи нарушения азербайджанской армией режима перемирия, стремление Азербайджана добиться военного превосходства за счет нефтяной промышленности и финансовых потоков, а также частичные публикации принципов урегулирования проблемы в рамках Минской группы расценены как крайне опасные. В заявлении также констатируется факт шантажа сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В качестве доказательства приводится тот факт, что в последнее время азербайджанская сторона выражает недоверие Минской группе и не скрывает своего стремления перенести обсуждение по урегулированию проблемы НК в другие организации. В заявлении содержатся следующие предложения, адресованные президенту и правительству Армении:
“ — активизировать и расширить усилия и возможности по разработке и осуществлению мероприятий, направленных на предоставление международной общественности полноценной информации по Нагорному Карабаху;
— политику Армении по урегулированию проблемы НК сделать более инициативной;
— в рамках международного права сформулировать те правовые основы, которые в случае военной агрессии со стороны Азербайджана или применения им других силовых средств позволят Республике Армения обеспечить полноценную безопасность и защиту НКР”.
Мы задали председателю Национального Собрания РА Тиграну Торосяну несколько вопросов, касающихся заявления.
— Что заствило инициировать принятие столь тревожного заявления?
— Поводов для беспокойства нет. Просто я считаю, что мы всегда должны адекватно реагировать на ситуацию. Только и всего. И мне бы не хотелось, чтобы это заявление рассматривалось как проявление тревоги. Пусть оно рассматривается как адекватная реакция на ситуацию, которая существует уже достаточно давно.
— Заявление адресовано президенту и правительству РА, то есть Сержу Саркисяну. Означает ли это, что процесс, который до сих пор осуществлял Роберт Кочарян, не был достаточно активным и инициативным. И сейчас парламент призывает нового президента проявить больше активности и инициативы.
— Если вы внимательно прочитаете эту часть заявления, то убедитесь, что к президенту это не относится.
— Я имею в виду следующую строчку: “НС предлагает президенту и правительству страны…”
— Я хорошо помню текст, поскольку сам его составлял. Да, это адресовано президенту и правительству республики, поскольку данная проблема в первую очередь находится в компетенции президента и правительства. Что касается повышения активности и так далее, то не следует забывать, что каждый период требует соответствующей реакции. Нельзя утверждать, что одна и та же ситуация была десять лет назад, пять лет назад, три года назад, что менялись лишь оценки. У нас и раньше были поводы говорить о том, что для полноценного представления международной общественности сути и возможных решений проблемы мы должны проводить более масштабную работу. Это должно стать нашей основной задачей. С другой стороны мы не должны думать, что если правда на нашей стороне, если право НКР на самоопределение безукоризненно и неуязвимо, значит все сразу должны это понять. Нет, нам надо работать каждый день, чтобы люди имели правильное представление.
— До сих пор о содержании переговоров вокруг проблемы НКР знают один-два человека. Что изменится при новом президенте, тем более, что законодательный орган никогда не обладал достаточной информацией? Чем будут обусловлены указанные вами активность или инициативы?
— Во-первых, на протяжении этих десяти лет каждый был осведомлен в той мере, в какой это было необходимо и в какой требовало дело. Такой же подход, я думаю, ожидается и в будущем. Различные органы власти, различные чиновники будут осведомлены о переговорном процессе по карабахской проблеме в той мере, в какой это соответствует тому или иному органу или чиновнику.