На вчерашнем пленарномм заседании ПАСЕ 93 делегата из 109 проголосовали за резолюцию «О деятельности демократических институтов Армении», 8 высказались против, 8 воздержались
Права человека нарушены
Докладчик по резолюции «О деятельности демократических институтов Армении» Джон Прескотт, касаясь в своем выступлении принятых по Армении резолюций ПАСЕ, сказал: «Они никогда не выполнялись в полном объеме. Именно поэтому мы считаем, что сегодня внеочередные слушания крайне необходимы». Напомним, что внеочередное обсуждение вопроса состоялось по инициативе всех пяти групп ПАСЕ. «Сегодня в Армении царит атмосфера недоверия и подозрительности в отношении избирательного процесса и тех демократических институтов, о которых идет речь в нашем докладе,- заявил Джон Прескотт. — Именно это и вызвало те массовые митинги, которые были организованы до выборов. Примечательно, что митинги протеста против результатов выборов, которые оппозиция расценила как несправедливые, проводились даже до оглашения итогов голосования. Это всегда было проблемой». Кстати, содокладчик ПАСЕ отметил, что после событий 1 марта Левон Тер-Петросян фактически находился под домашним арестом. Это один из тех примеров, которые свидетельствуют о том, что разъяснения официальных органов, представленны ими в ходе визита в Армению содокладчиков ПАСЕ, последних не убедили. Скажем, после встречи 6 марта Джона Прескотта с премьер-министром РА Сержем Саркисянов был распространен пресс-релиз, в котором сообщалось, что Прескотт, говоря о введении в Ереване чрезвычайного положения, якобы сказал, что любое правительство имеет право устанавливать в стране дисциплину и порядок. Между тем вчера в ПАСЕ Прескотт заявил, что в условиях чрезвычайного режима были введены ограничения свободы слова, собраний и других свобод. «Это явное нарушение прав человека»,- отметил докладчик. Он также добавил, что чрезвычайное положение было заменено принятыми Национальным Собранием законами, которые фактически закрепили ограничения, действовавшие в условиях чрезвычайного положения. «Это еще одно нарушение прав человека, которое необходимо расследовать»,- подчеркнул Прескотт. Вместе с тем докладчик приветствовал обещание Сержа Саркисяна привести в соответствие стандартам СЕ закон о свободе собраний, которое новоизбранный президент дал в своем выступлении на церемонии инаугурации.
Скажем правду
Единственный, кто высказался о процессах в Армении исключительно в положительном свете, был российский делегат Игорь Зерняшенко, выступавший от имени Группы европейских демократов. Зерняшенко присутствовал на выборах в Армении в качестве наблюдателя и с удовлетворением отметил, что на всех пяти избирательных участках, которые он посетил, были вывешены списки избирателей. Российский депутат, находившийся в Армении также 1 марта, заявил, что общество сейчас консолидируется, а обстановка в Ереване стабильна. Заметим, что представить ситуацию исключительно в розовых тонах не осмелились даже армянские делегаты от властной коалиции. Однако об их выступлениях чуть ниже.
А пока приведем выдержку из выступления Матиаса Йорши, представлявшего Группу европейских либералов и демократов: «Хочу вспомнить тот день, когда Армения стала членом этой организации. Я также хочу напомнить, что в вопросе членства Армении в СЕ было проявлено полное единодушие. Воздержались только двое — Аткинсон и я. И дело не в том, что нам Армения не нравится. Нет, мы любим Армению. Но мы считали, что оказывать давление на Армению с целью осуществления в этой стране демократических реформ можно только в том случае, если отложить ее вступление в СЕ. Мы говорили: прежде, чем эта страна станет членом СЕ, пусть хотя бы раз проведет справедливые выборы. И вот, пожалуйста, с чем мы сейчас столкнулись — задержания, обыски, жертвы, раненые, арестованные, обвинения, контробвинения… И, конечно, мы знаем, что есть политзаключенные. Очень часто мы закрываем глаза на фальсификацию результатов. Мы говорим, это еще один шаг на пути к демократии. Об этом пишут и СМИ, но мы же знаем, что это не так. Если мы хотим оказать этим странам реальную помощь, мы должны сказать им правду». По словам Йорши, одна из главных проблем, которые стоят перед Арменией, состоит не в том, что произошли события 1 марта, «а в том, что из-за сфальсифицированных результатов выборов в стране существует общее недоверие к демократическому процессу и демократическим институтам. Если результаты выборов сфальсифицированы, говорить о легитимности этих выборов не приходится». Касаясь выдвинутых в проекте резолюции предусловий, Йорши отметил: «Надо честно признать, что эти условия никогда не будут выполнены, поскольку отсутствует та политическая атмосфера, при которой власть пойдет на достижение согласия».
От имени европейских «левых» выступил Берн Джакобсен, который затронул вопрос отсутствия в Армении политических дискуссий. «Именно этому Армении следует учиться в будущем. Кроме того, должны быть прекращены задержания по политическим мотивам и другие формы репрессии»,- заявил Джакобсен.
Представлявший Группу Европейской народной партии Андрес Херкель отметил, что произошедшие в Армении события не были в значительной степени обусловлены избирательными фальсификациями. По его словам, эти проблемы, существовали и до указанных событий. Херкель также добавил, что правительство Армении считает, будто обеспечения имитации демократических институтов достаточно для получения положительной оценки международных наблюдателей.
Альтернатива для армян
Армен Рустамян и Авет Адонц в своих выступлениях приветствовали инициативу обсуждения во внеочередном порядке вопроса Армении. Адонц, помимо этого, оспорил прозвучавший в адрес нашей страны упрек в том, что «место Армении не в ПАСЕ». «Возможно, результаты этих выборов несколько ослабили наши позиции, однако это вовсе не означает, мы от них отступили»,- отметил армянский парламентарий.
Руководитель нашей делегации Давид Арутюнян заявил, что «как представитель Армении стоит сегодня перед альтернативой»: «С одной стороны я, как и любой армянин, озабоченный вопросами демократизации, евроинтеграции или свободы слова, стремлюсь быть открытым, критикующим, искать решения, не смотреть на действительность сквозь розовые очки. С другой стороны, жизнь показала, что чем более критично подходишь к имеющимся в Армении проблемам, тем больше вероятность того, что это может стать предметом спекуляций для некоторых наших соседей, которые превращают слушания, направленные на стимулирование демократии, в антиармянскую пропаганду. В этой двойственной ситуации я задаю себе вопрос: а какую цель я преследую? И чем больше я задумываюсь над этим, тем больше убеждаюсь, что в действительности эта альтернатива имеет второстепенное значение. Моя цель и цель всего нашего общества — добиться положительных перемен в стране. Это самое важное. Поэтому что-либо покрывать — значит оказывать медвежью услугу. Если мы хотим видеть в нашей стране перемены, мы должны уметь свободно говорить о недостатках как внутри страны, так и за ее пределами. Если же пытаться все покрывать или смягчать методы действий, то со временем можно и самому поверить, и общество убедить в том, что проблем либо нет, либо они не настолько серьезные. А в этом случае добиться результата просто невозможно». Расценив представленный доклад как взвешенный и выражающий «искреннее мнение партнеров, озабоченных будущим Армении», Давид Арутюнян сказал, что предложенные армянской делегацией «изменения преследуют цель не защитить или смягчить, а просто уточнить диагноз, так как только при правильно поставленном диагнозе можно провести правильное лечение.
Как «уточняли диагноз»
Армянские делегаты от правящей коалиции — Давид Арутюнян, Армен Рустамян, Авет Адонц, Эрмине Нагдалян, Мгер Шахгельдян — предложили 36 поправок к резолюции. Раффи Ованнисян не представил ни одной. Подавляющее большинство предложений армянской делегации было принято. Так, содержащаяся в проекте резолюции фраза о том, что фальсификации вызвали в армянском обществе недоверие к легитимности результатов выборов, переформулирована следующим образом: «достоверность этих результатов вызвала сомнение у части армянского общества». По предложению нашей делегации в пункт о мирных митингах оппозиции прибавилось пояснение о том, что они проводились без уведомления властей. Содержащаяся в резолюции мысль о том, что неприсоединение к коалиции партии «Наследие» и поддерживающих Левона Тер-Петросяна внепарламентских сил «уменьшает вероятность того, что это согласие положит конец существующему в Армении кризису», дополнена следующей фразой: «Еще есть возможность установления диалога и с «Наследием», и с внепарламентскими силами».
Таким образом, резолюция в определенной степени смягчилась. И самое главное изменение касается пункта о выдвинутых представителям оппозиции обвинениях, которые, согласно формулировке документа, «имеют, как представляется, политическую основу». Давид Арутюнян настоял на отсутствии доказательств политического характера обвинений, и сейчас эта формулировка в резолюции начинается так: «Некоторые из них кажутся…»
Вместе с тем от некоторых предложений армянские делегаты отказались сами. В частности, они предлагали включить фразу о том, что, по официальной версии, 1 марта полиция всего лишь хотела провести обыск на площади Свободы, однако встретила сопротивление. Давид Арутюнян отозвал также предложение, согласно которому Национальное Собрание пока не выполняет роль форума политических дискуссий. Эта мысль должна быть переформулирована следующим образом: НС не добилась успеха в выполнении этой роли. Глава армянской делегации отказался также изъять из резолюции предложение о том, что результаты выборов могут быть оспорены в Европейском суде.
После голосования по резолюции Джон Прескотт сообщил армянским журналистам, что до июня совершит еще один визит в Армению, чтобы на месте выяснить, как выполняются требования резолюции.