говорили молодые люди, пришедшие на первый после отмены чрезвычайного положения санкционированный митинг
В минувшую субботу в ереванском детском парке им.Кирова состоялся первый после трагических событий 1 марта митинг оппозиции. О проведении акции мэрию известила общественная организация “Женщины во имя мира”. Ее представителям городские власти предложили агитировать за мир в детском парке в течение двух часов. По некоторым данным, в митинге приняли участие 10-12 тысяч человек. Помимо организаторов акции на трибуне стояли активисты движения, возглавляемого первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном – Арам З.Саркисян, Левон Зурабян, вышедший на свободу благодаря изменению меры пресечения Сурен Суренянц, ветеран карабахской войны из города Раздан Аршалуйс Бозинян, находящиеся на свободе члены Народной партии Армении, Социал-демократической партии Гнчакян, партии “Демократический путь” и других присоединившихся к движению политических сил. Присутствовала также супруга экс-президента Людмила Тер-Петросян и жены находящихся в тюрьме политических деятелей. Чуть позже к ним присоединился лидер Народной партии Армении Степан Демирчян. У всех участников митинга был боевой настрой и приподнятое настроение. Звучали лозунги “Борьба, борьба до конца!”, “Свободу политзаключенным!”, “Свободная, независимая Армения”, “Свобода!” Развевались государственные флаги, очень многие держали портреты арестованных политдеятелей. Бросилось в глазах присутствие большого числа молодых людей – скандируя лозунг “Свободная, независимая Армения!”, они танцевали кочари. Вот что сказал корреспонденту “Аравота” студент Европейской региональной академии Левон Зограбян: “Нас заставило собраться желание жить свободно, независимо и – в Армении. Поэтому мы поддерживаем Левона Тер-Петросяна”. Заметим, что на последнем митинге дежурили от силы тридцать полицейских, находившихся к тому же на значительном расстоянии.
В беседе с корреспондентом “Аравота” Сурен Суренянц сообщил, что проведенная в тюрьме 12-дневная голодовка сказалась на его здоровье — появились проблемы с почками и зрением. Со вчерашнего дня Суренянц проходит интенсивный курс лечения. В уголовно-исполнительном учреждении с ним обращались в рамках закона, насилие не применялось. Сурен Суренянц, передав приветствия от всех арестованных товарищей, сказал: “Я рад видеть здесь столько свободных граждан Армении, которые не сломлены духом и, как и наши арестованные друзья, продолжают решительную борьбу”.
Митинг вел член правления партии “Новые времена” Грачья Саркисян. Собравшиеся минутой молчания, подняв вверх кулаки, почтили память жертв событий 1 марта. Обобщая итоги последнего периода, Саркисян заметил, что поднявшаяся в обществе волна, а также те подходы и то состояние духа, которые сегодня присутствуют в народе, не исчезнут. “Лед тронулся. Под нашим давлением и давлением международной общественности, в том числе обсуждений в ПАСЕ и Конгрессе США, власти испугались и отступили. 20 человек уже вышли на свободу в результате изменения меры пресечения”.
Жена бывшего министра иностранных дел, ныне политзаключенного Александра Арзуманяна, Мелисса Браун, представила свой распорядок дня. Жена замдиректора Матенадарана Аршака Банучяна заявила, что гордится своим супругом, “поскольку он не преступник, он – политзаключенный”. Жена редактора газеты “Айкакан жаманак” Никола Пашиняна призвала продолжать борьбу. А супруга покойного академика Рафаэла Казаряна, Гризельда Казарян, давая оценку новому правительству, напомнила новоназначенному премьеру, математику по специальности, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Касаясь выдвинутого главой правительства ленинского лозунга “учиться, учиться и учиться”, Гризельда Казарян подчеркнула: “На ответственные посты нужно назначать людей образованных. Страна находится в таком положении, что мы не можем открывать начальные классы в правительстве и парламенте и ждать”.
С первых же минут выступления Сурена Суренянца отключился свет. В течение 30 минут, пока организаторы митинга доставали генератор, люди скандировали “Ле-вон!”, “Свобода!”, “Сержик, уходи!” Возможно, обесточение носило случайный характер, однако участники митинга, естественно, увидели в этом определенный умысел. Митинг должен был завершиться в 17.00, но организаторы решили восстановить справедливость и закончить его на 20 минут позже. Однако подошедший к ним заместитель начальника Полиции муниципалитета Кентрон, подполковник Багдасарян, сославшись на то, что установленное время истекло, потребовал прекратить мероприятие. В течение 10 минут Левон Зурабян пытался объяснить стражу порядка, что они всего лишь хотят полноценно использовать отведенные на митинг два часа, но безуспешно – подполковник был непреклонен. Рассерженные таким отношением, участники митинга направились к Северному проспекту, где в течение часа скандировали революционные лозунги и выражали возмущение появлением на территории полицейских. Тем временем прибывшие на “место происшествия” отряды полиции оцепили площадь Свободы. “Операцией” руководил начальник управления полиции Еревана Нерсес Назарян. После того, как представители правоохранительных органов пригрозили председателю организации “Женщины во имя мира” Гаяне Маркосян применить силу и всю ответственность возложить на нее, люди разошлись.