Никто из политических деятелей, приглашенных в Армянский центр национальных и стратегических исследований, не откликнулся на предложение лидера партии “Наследие” Раффи Ованнисяна обсудить шаги, направленные на урегулирование кризиса
Политсекретарь “Наследия” Вардан Хачатрян (на снимке) тщетно дожидался вчера в фойе АЦНСИ прихода первого президента РА Левона Тер-Петросяна, действующего президента Сержа Саркисяна, председателя партии “Процветающая Армения” Гагика Царукяна, представителя Верховного органа Армении АРФ Дашнакцутюн Армена Рустамяна и руководителя партии “Оринац еркир” Артура Багдасаряна. Накануне лидер “Наследия” Раффи Ованнисян пригласил этих деятелей в АЦНСИ, отметив, что “о диалоге говорят все, однако слова не претворяются в дела”.
Позицию Левона Тер-Петросяна по этому вопросу озвучил его пресс-секретарь Арман Мусинян, который отметил, что ни одно из условий начала диалога не выполнено. Между тем в случае выполнения даже одного условия, например, освобождения политзаключенных, первый президент РА “принял бы участие в обсуждении”. Представители партий “Оринац еркир” и “Процветающая Армения”, говоря о приглашении лидера “Наследия”, отметили, что не приемлют форму общения посредством писем. Аналогичное мнение высказал на брифинге и Армен Рустамян: “Не думаю, что наименее занятыми людьми в республике являются те, к кому обратился г-н Ованнисян. У каждого своя повестка работы, своя нагрузка. Посредник в первую очередь должен был позаботиться о том, чтобы заручиться предварительным согласием, а не ставить перед фактом посредством письма”.
Вардан Хачатрян в ответ на просьбу “Аравота” прокомментировать объяснения сторон по поводу их отказа участвовать в обсуждении сказал: “Прежде всего мне хочется выразить глубокую тревогу в связи с ситуацией в стране. Между нашими подходами и прозвучавшими объяснениями имеются серьезные различия. У меня нет подробных сведений о позиции Левона Тер-Петросяна, но высказывания остальных вызвали у меня серьезную тревогу. На наш взгляд, мы действуем в условиях внутренних и внешних общественных и международных угроз. А наши партнеры считают эти вызовы несерьезными. Мы не думаем, что ситуация такова, что можно еще говорить о формах организации встречи, то есть о том, было ли сделано предложение публично или посредством SMS. Отмечу лишь, что предложение было сделано также публично, во время совещания в резиденции президента РА. Я не знаю, почему акцент делается на письме, в котором был представлен возможный круг вопросов, с которых следовало начать обсуждение”.
А вот что сказал Армен Рустамян: “Еще не дан ответ на самый главный вопрос: в качестве кого выступает г-н Ованнисян — посредника или стороны? Это разные статусы. Если он выступает как посредник, то, на мой взгляд, форма организации выбрана неправильно, поскольку он должен был своевременно поставить в известность о подобной инициативе”. По мнению Рустамяна, в данном случае Раффи Ованнисян выступает в качестве стороны, поскольку он поддержал кандидатуру Левона Тер-Петросяна. Аналогичное мнение в свое время высказал и председатель Национально-демократической партии Шаварш Кочарян: “Мне не совсем понятно, почему Раффи Ованнисян выступает в качестве посредника, ведь он поддерживал Левона Тер-Петросяна. Так пусть он сам и идет на диалог”. Далее Ш.Кочарян с недоумением заметил: “Если у двух людей есть реальное желание говорить друг с другом, для чего нужен посредник?”
Сам Раффи Ованнисян отказался комментировать “слова уважаемых деятелей”. “Предпринятый нами шаг был не только проявлением нашего гражданского, политического долга, но и общественным требованием. Я был бы рад, если б этот шаг предпринял любой другой, без условностей и эмоций. Сейчас пришло время сесть за стол переговоров. Этого требует народ. Все остальное – всего лишь объяснения и оправдания, в случае повторения которых Армения окажется в тупике”. Лидер “Наследия” коснулся и совещания, созванного президентом РА Сержем Саркисяном, на котором он присутствовал. По словам Раффи Ованнисяна, “несмотря на важность этой инициативы, она не может подменить собой общественный диалог”. Сравнив предложения рабочей группы и партии “Наследие”, г-н Ованнисян сказал: “В варианте властей, на мой взгляд, есть отдельные конструктивные шаги. Но ”Наследие”, как мне кажется, представило комплексную программу разрешения общенационального кризиса. Различия имеются и в содержании, и в качестве. Я думаю, что предложения властей содержат полушаги”.