Один из прокуроров Генпрокуратуры РА обратился в Апелляционный уголовный суд с требованием отменить вынесенные судом общих полномочий два оправдательных приговора
В середине августа в Апелляционном суде РА предстоит рассмотрение иска Генпрокуратуры по делу Мисака Овакимяна, которого суд общих полномочий столичных общин Кентрон и Норк-Мараш оправдал, сняв с него обвинение по ч.1 ст.316 УК РА (“применение насилия против представителя власти”), выдвинутое на основе показаний всего двух полицейских. Неясно, чего добивается Генпрокуратура, требуя вынесения Овакимяну обвинительного приговора. Зато известна оценка международного сообщества практике осуждения людей только на основании показаний сотрудников правоохранительных органов, озвученная недавно в Ереване комиссаром по правам человека Совета Европы Томасом Хаммарбергом. “Июньская резолюция СЕ содержит четкое требование: ни один обвинительный приговор суда не должен быть вынесен только на основе показаний полицейских. Такова позиция СЕ, а также моя позиция”,- заявил Хаммарберг. Тем не менее Генпрокуратура собирается обжаловать в Апелляционном суде оправдательный приговор не только в отношении Мисака Овакимяна, но и обвиняющегося по той же статье Аветика Нерсисяна.
В представленном в Апелляционный суд иске представитель прокуратуры А.Амирзадян обосновывает требование отмены оправдательного приговора показаниями сотрудников Арабкирского отделения полиции Еревана Эдгара Петросяна и Гарика Шушаняна. По словам этих “свидетелей”, около 11 часов утра 1 марта, когда они несли дежурство в районе площади Свободы, рядом с перекрестком улиц Маштоца и Туманяна заметили шумевших граждан, среди которых “был и Мисак Овакимян”. Подойдя к ним, полицейские предупредили, что на площади Свободы проводятся следственные действия, и потребовали не ходить туда. “Однако Овакимян не подчинился их законному требованию, проявил агрессивное поведение, заявил, что будет продолжать участвовать в митингах. После этого он устроил потасовку с Петросяном и Шушаняном, толкнул их, нанес удары по рукам”. Полицейским ничего не оставалось, как подвергнуть его приводу. Однако суд общих полномочий счел доказанным то, что происходило на самом деле, а противоречивые показания полицейских расценил как недостоверные. Во время судебного разбирательства Мисак Овакимян заявил, что полицейские, которые выступают в суде в качестве свидетелей и на основании показаний которых (в частности Эдгара Петросяна) возбуждены уголовные дела против Ованнеса Казаряна и Вардгеса Гаспара, не подвергали его приводу в отделение полиции Кентрон. В суде “дежурные свидетели” запутались в собственных противоречивых показаниях. Они назвали разные места, с которых якобы подвергли приводу Овакимяна. Сам Мисак Овакимян указал совсем другое место. Кроме того, в их показаниях были и другие явные несоответствия. Несмотря на это, прокуратура в своей апелляции расценила свидетельства полицейских как достоверные. А вот показания других свидетелей – Нерсеса и Аветика Нерсисянов, допрошенных по требованию защиты в дополнительном порядке, были названы “противоречивыми” и “недостоверными”, хотя судья Апинян посчитал их убедительными и доказывающими невиновность Овакимяна.
“Недопустимым” для Амирзадяна оказалось и то, что “суд общих полномочий учел доказывающую невиновность Мисака Овакимяна видеозапись, представленную защитником, из которой однозначно следовало, что подсудимого в отделение Кентрон столичной полиции доставили “спецназовцы”, и среди них упомянутых двух свидетелей не было. По мнению прокурора, данная видеозапись является “недопустимым материалом”, не имеющим доказательного значения, поскольку ее предоставил… не орган предварительного следствия. И это в том случае, когда согласно Уголовно-процессуальному кодексу РА судья обязан рассмотреть и оценить любое дополнительное доказательство, подтверждающее невиновность человека, даже если оно представлено не прокуратурой, а стороной защиты. Другое возражение прокурора касается того, что судья Апинян посчитал заключение об обнаружении на площади Свободы оружия, боеприпасов, взрывных устройств и так далее не имеющим отношения к делу Мисака Овакимяна.
А напоследок о “дежурных свидетелях”, которые “красной нитью” проходят через уголовные дела граждан, обвиняющихся по ст.316 УК РА. За услуги, которые они оказали в вопросе фабрикования дела о событиях 1 марта, их поощрили карьерным продвижением. Так, оперуполномоченный Эдгар Петросян, на основании показаний которого к суду привлечены трое граждан, назначен следователем следственного отдела полиции Кентрон, а Гарик Шушанян, опер Арабкирского отделения полиции, направлен следователем в полицию города Спитака.