заявил на пресс-конференции по случаю 100 дней своего правления президент Армении Серж Саркисян
На пресс-конференцию были приглашены представители 40, в том числе зарубежных, СМИ. Приглашение не получили журналисты оппозиционных газет “Четвертая власть”, “Тарегир”, “Айк”, “Жаманак. Ереван”, “Айкакан жаманак”. Присутствовавшие журналисты заранее были предупреждены о том, что они имеют право задать только один вопрос. Пресс-конференция длилась 1 час 30 минут.
Вопрос “Аравота”
“В ходе начатой Вами борьбы с коррупцией поймано лишь несколько “мелких рыбешек”. А разве Вы не знаете, где обитает “рыба” покрупнее? Насколько искренни Ваши выступления? Как долго Вы будете играть роль реформатора? В один прекрасный день система, которой вы руководите, может заявить: “Сколько можно нас беспокоить”. И, наконец, не является ли имитацией то, что на протяжении 100 дней делаете Вы и премьер-министр РА Тигран Саркисян?” Вот что ответил Серж Саркисян: “Я был бы только рад, если б вы показали мне место крупных рыбин. И не только показали, но и помогли, чтобы они попали в прочную сеть. Я рад, что даже “Аравот” иногда видит в моей деятельности положительные моменты. Мне также приятно, что в “Аравоте” уже есть люди, которые не сомневаются, что и я могу делать что-то хорошее. Хочется, чтобы положительные моменты были не раз в 3-4 месяца, а чтоб хотя бы дважды в месяц вы пытались меня воодушевить и поддержать, что позволит сформировать в нашем обществе определенную атмосферу доверия. В системе очень много честных людей, которые на 100 процентов являются сторонниками реформ и которые готовы честно работать. Я не полагал наивно, что эти изменения будут осуществлены легко, без оказания противодействия. Я четко осознавал, что к недовольным присоединятся новые недовольные, в чьих руках сосредоточены рычаги, финансы и так далее. Но, с другой стороны, я уверен, что большинство поддерживает нас. Я уверен, что эта работа принесет успех, как и уверен в том, что даже в случае успеха ваша газета всегда будет искать недостатки. Если этот поиск будет направлен на устранение недостатков, я буду только рад. Если же цель поиска должна состоять в том, чтобы я устал от осуществления изменений, то это, несомненно, нехорошо”.
Россия-Азербайджан-Армения
“Мы не имеем права требовать от наших союзников, от наших друзей портить отношения с теми странами, с которыми у нас нет дружественных отношений. В данном случае важно, чтобы российско-азербайджанские отношения не улучшались за счет российско-армянских отношений. Я знаком с мнением, которое первыми ввели в обращение азербайджанцы и наши радикальные СМИ: смотрите, мол, Россия признала территориальную целостность Азербайджана, а это означает, что внешняя политика Армении потерпела провал и так далее. Эти люди забывают о двух вещах. Во-первых, нет такой страны, руководитель которой не признавал бы принцип территориальной целостности государства, и точно так же он не может не признавать принцип самоопределения наций. Во-вторых, эти формулировки, которые недавно прозвучали в Баку, впервые были включены в российско-азербайджанские документы в 1995 году, после чего они шесть раз переходили из одного документа в другой”.
Гюль-Турция-Кочарян
“Главное – это то, что и в нашем, и в турецком обществах наметилась тенденция к здоровому обсуждению проблем. И я уверен, что визит президента Гюля в Армению может способствовать превращению этих позитивных тенденций в хороший, стабильный процесс. Что касается заявления президента Кочаряна, то он просто выразил несогласие с предпринятыми мной конкретными шагами. Наши мнения и в прошлом совпадали не по всем вопросам, и я всегда предпочитал не высказывать свое мнение публично”. По словам Сержа Саркисяна, за прошедшие годы многие пытались найти разногласия между ним и Кочаряном, однако это были тщетные усилия. “Не ищите черную кошку в темной комнате”, — посоветовал президент. На вопрос, встречается ли он с Робертом Кочаряном и что может сказать о слухах, согласно которым руководство страной в завуалированной форме осуществляет его предшественник, действующй президент сказал: “Я считаю эти слухи абсурдом. Управление государством – это не управление бизнесом, где можно назначить исполнительного директора и при этом сохранить право на собственность, руководить бизнесом. При принятии решений я, несомненно, консультируюсь. И консультируюсь как с Кочаряном, так и с моими партнерами по коалиции, со специалистами. Это мой стиль работы, и я буду продолжать работать в этом же стиле. Однако ответственность за свои решения несу я сам”.
О политзаключенных
“Если вы заметили, я занимаюсь этим и занимаюсь очень интенсивно. Доказательством является то, что десятки людей находятся на свободе. Я несколько раз заявлял и сейчас заявляю, что положительно оцениваю деятельность судов в плане снисходительного отношения к тем людям, которые совершили незначительные преступления. Но с другой стороны я считаю, что мы не имеем права смотреть на эти события сквозь пальцы и не видеть тех людей, которые совершили тяжкие преступления, которые организовали массовые беспорядки, погромы, подняли руку на чужую собственность. Я считаю, что если мы проявим чрезмерную мягкость, то тем самым сослужим плохую службу нашему обществу и нашей стране. В будущем многие соблазнятся подобными поступками и подумают, что вопросы можно решать силой. Это надо исключить”.
О диалоге
“Говоря о диалоге, я имею в виду диалог с народом, диалог внутри общества, диалог в формате государство-обществ, а диалог между президентом республики и какой-либо личностью”. Один из журналистов напомнил мысль Левона Тер-Петросяна о том, что политзаключенных можно освобдить за одну ночь одним звонком. В ответ президент РА сказал: “Я не привык так работать. Это очень плохой соблазн, поскольку освобождать одним звонком десятки людей означает также одним звонком лишать свободы десятки людей”.