Лента новостей
Новости дня

НОВАЯ ФОРМА ЛЕСТИ

07 августа,2008 00:00

 В числе многих причин разгромного поражения либеральных сил на выборах в Госдуму РФ в 2007 году аналитики указывают то, что партии и группы указанной направленности сотрудничали с силами, не имевшими какой-либо связи с их идеологией, в том числе с национал-большевиками Лимонова. Либеральная интеллигенция, сосредоточенная в основном в Москве и Петербурге, увидев, что выражающие их взгляды правые силы проводят совместные мероприятия с ненавистными им большевиками, пережила сильное разочарование. Подобные поражения должны стать уроком для всех тех, кто объединяется “против чего-то”. В данном случае объединение произошло на почве антипатии к Путину. В этом смысла состав сформированного в начале месяца Армянского национального конгресса отличается чрезвычайной пестротой. Но сейчас речь идет не о конгрессе – трудно давать оценку объединению, которое действует всего шесть дней. Речь идет о принципе, который можно сформулировать так: кто плохо высказывается о моем противнике, мой друг. Этим принципом прежде всего руководствуется действующая власть.  
      Вообще начиная с 4 февраля 1998 г. и по сей день лучший способ угодить властям – это критиковать Левона Тер-Петросяна и его соратников. Таким поведением отличаются не только сегодняшние сторонники властей, скажем Арташес Гегамян, Рубен Мирзаханян, Шаварш Кочарян, но и нынешние сторонники Общенародного движения – Амаяк Ованнисян, Гурген Егиазарян… (Это еще раз доказывает, что обе стороны без долгих раздумий используют все имеющиеся у них под рукой человеческие ресурсы.) А сейчас главная миссия “патриотической оппозиции” состоит не в том, чтобы оппонировать властям, а в том, чтобы ругать Тер-Петросяна. Власти не обращают внимания, более того, дают тон ругательствам в адрес даже убитого премьер-министра, лишь бы их автор сосредоточился на нецензурных высказываниях о первом президенте и его команде. 
      Если бы вся эта критика касалась нынешней политической деятельности Тер-Петросяна, это было бы нормально. Но дело в том, что основной мишенью для критики остается история нашего государства в период с 1990-го по 1998-ой годы. Конечно, ни одна власть – ни сегодняшняя, ни аодовская, ни коммунистическая – не идеальна. Идеальным не назовешь даже правительство Каджазнуни. Все исторические лица отличались противоречиями – о любом царе или министре можно сказать и хорошее, и плохое. Но раз уже речь идет о давно закончившемся историческом периоде, то, мне кажется, должно превалировать хорошее. Так создаются культура и традиции государства.
      АРАМ АБРАМЯН  


      ПОЛИТИКА
     
      ПОЧЕМУ НЕРВНИЧАЕТЕ?
      спрашивает республиканцев член Бюро АРФ Дашнакцутюн, руководитель парламентской фракции АРФД Ваан Ованнесян
     
      — Недавно член фракции АРФ Дашнакцутюн Рузанна Аракелян заявила: “В составе коалиции Дашнакцутюн – классическая оппозиция”. После этого вице-спикер парламента, представитель Дашнакцутюн Грайр Карапетян отметил: “АРФД не может уподобляться ни оппозиционным, ни провластным политическим силам”. И наконец представитель Бюро АРФ Дашнакцутюн Грант Маркарян заявил: “Мы рядом с властью, но мы не являемся властью”. Ваши коллеги по коалиции, как правило, весьма болезненно реагируют на такие заявления. И на этот раз отклик на высказывания АРФД о замедлении темпов развития не заставил себя долго ждать.
      — Когда начинаются демагогические нападки на твою партию или на ее политический курс, то соблазн ответить в том же духе очень велик. Но я не поддамся этому соблазну, такой стиль для нас неприемлем. И выражения наших коллег-республиканцев я расценю как частное мнение людей, которые не участвовали в процессе поиска граней сотрудничества с Дашнакцутюн, в разработке условий и подписании договора. Как известно, Дашнакцутюн пригласили в коалицию. Конечно, я уверен, что среди наших союзников по коалиции (в данном случае речь идет не об одной конкретной партии) есть люди, которые, не будучи заинтересованы в стабилизации ситуации в стране, более соблазнительными для себя считают должности, занимаемые АРФ Дашнакцутюн в правительстве. Желание наложить лапу на эти посты настолько велико, что вопросы стабильности и безопасности страны для них отходят на второй план. Я не хочу никого конкретно обвинять, но мне кажется, что такая точка зрения тоже существует. Тем более, что неоднократно звучала следующая мысль: Республиканская партия имеет в парламенте такое весомое большинство, что не нуждается в каком-либо союзнике. Если не нуждается, не надо было приглашать Дашнакцутюн к сотрудничеству. Я думаю, не надо здесь искать интересы отдельных партий. В сложившейся ситуации под угрозой оказалось все государство. Еще 2000 лет назад древнеримский историк Тацит сказал: “Когда ставят цель разрушить государство, выдвигают идею свободы. Если добиваются успеха, то следующей мишенью становится свобода”. Сейчас в Армении именно такая ситуация. То есть под лозунгом свободы проводится политика разрушения государства. Видя это, мы сотрудничаем с теми силами, которые провозгласили себя по меньшей мере сторонниками сохранения и укрепления государства. В идейном плане они могут сильно отличаться от нас. Однако вступая в сотрудничество, необязательно сливаться в одну партию. Если я не ошибаюсь, коалиция не объявляла себя единой партией. Каждая партия сохраняет свое представление и свое восприятие коалиционной деятельности. Мы сохраняем свои представления, и мы говорим об этом. Почему их раздражают наши высказывания о том, что в стране нужны реформы или что эти реформы осуществляются очень медленно и робко? О необходимости реформ говорится и в коалиционном соглашении. Если они не нужны, значит и необходимости в создании коалиции не было, и незачем было фиксировать в коалиционном соглашении вопрос реформ. А раз  зафиксировали, значит необходимость была. И мне непонятно, почему они нервничают, когда мы говорим об этом. Но мы будем продолжать делать то, что считаемым необходимым.  
      — В недалеком прошлом Дашнакцутюн тоже обвиняли в “развале государства”. Так, во время президентской гонки Вы говорили о необходимости “разрушить бетонные стены”. В ответ депутат-републиканец Рафик Петросян заявил, что от выступлений Ваана Ованнесяна попахивает революцией и что подобными заявлениями они льют воду на мельницу оппозиции и в первую очередь АОД.
      — На мельницу АОД и левонизма воду льют в основном непорядочные и недобросовестные правители. Мы не раз говорили о том, что новый размах оппозиционного движения обусловлен ошибками властей. Мы этого никогда не скрывали. И в отличие от других мы готовы разделить ответственность с теми, кто находится во власти или работает с властью. Мы не избегаем ответственности, а просто пытаемся объяснить обществу, нашим коллегам по коалиции: нельзя закрывать глаза на то обстоятельство, что в стране существует огромная протестная масса. Действующий президент получил 52 процента голосов, а это означает, что почти половина населения не голосовала за него. Надо также понимать, из каких слоев состоит эта протестная масса. Ее основную часть составляют граждане, которые объективно недовольны своими социальными условиями, зарплатой, грязными улицами, чиновниками-взяточниками, несправедливыми судьями, наглыми бритоголовыми, нечестными и грубыми сотрудниками полиции. Есть небольшая часть, которая выражает субъективное недовольство. Это аодовцы и их сателлиты. Их недовольство обусловлено потерей власти, и они никак не могут удовлетворить свое субъективное недовольство. Их устроит только возвращение к власти. Что касается объективно недовольной массы, то власть благоразумными шагами –  повышением зарплаты, утверждением справедливости и так далее – должна удовлетворить ее. В этом причина того, что любой положительный шаг властей вызывает у оппозиции более яростное противодействие, чем та или иная несправедливость, которая уже стала привычным явлением. Между прочим, именно поэтому активность членов временной парламентской комиссии по изучению событий 1 марта, их встречи с заключенными, в результате которых начал получаться диалог с этими людьми, вызвали беспокойство у левонистов, и они попытались извне пресечь эти встречи, заставив сделать заявление о том, что они (находящиеся в тюрьме лица) не доверяют комиссии и не хотят с ней встречаться.
      — Вы уверены, что их заставили?    
      — Я уверен, что так и было. Слово “заставить”, возможно, использовано неправильно, но я уверен, что сигнал поступил извне. И этот сигнал является четким показателем беспокойства, поскольку любое хорошее начинание властей вызывает у оппозиции тревогу. Вот почему мы должны сделать именно это. И именно этого мы требуем от оппозиции. Мы должны удовлетворить эту большу массу объективно недовольных людей. 
      — Вы удовлетворены шагами, которые сейчас предпринимаются – возбуждением уголовных дел против руководителей общин и так далее? 
      — Если бы все, что делается, удовлетворяло нас, мои товарищи по партии не выступали бы с заявлениями, а наши друзья по коалиции не реагировали бы столь раздражительно и не было бы повода для этого интервью.  
      — Говоря о том, что новый размах оппозиционного движения обусловлен ошибками, допущенными властью, Вы имеете в виду и избирательные нарушения?
      — Да.
      — В таком случае позвольте напомнить Вам заявление, которое Вы сделали  29 января в программе “Перспектива”: “Я предупреждаю: если где-нибудь наши увидят, что граждан или сельских жителей заставляют голосовать открыто, будут набиты морды”. Насколько известно, морды не были набиты. 
      Нет, некоторым набили. Просто их было так много, что не хватило кулаков. Вообще разговоры о битье морд вызваны безвыходностью ситуации. Сейчас мы надеемся (некоторые признаки как будто уже есть), что эти “морды”, независимо от партийной принадлежности, будут наказаны по всей строгости закона.     
     

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать