На этот раз это сделала не оппозиция, а обвинители и судья
После внесения изменений в ст.225 и 300 Уголовного кодекса РА мало кто питал иллюзии относительно того, что в контексте этой реформы будут изменены, в частности, меры пресечения в отношении политзаключенных, проходящих по “Делу семи”, уголовное преследование будет прекращено и их освободят прямо в зале суда. Однако то, что произошло на возобновившемся вчера судебном процессе по “Делу семи”, действительно стало неожиданностью. Вчера судья суда первой инстанции суда столичных муинципалитетов Кентрон и Норк-Мараш Мнацакан Мартиросян, деловито войдя в зал заседаний, заявил: “Судебное заседание продолжается”. Сразу после этого слово взял обвинитель Корюн Пилоян, который огласил решение о “частичном отказе от уголовного преследования” в отношении семи политзаключенных, об изменении выдвинутого им обвинения и выдвижении нового обвинения”.
Зачитывание решения проходило на фоне возмущенных выкриков со стороны подсудимых. Пилоян, быстро огласив текст, заявил, что передает подсудимым для ознакомления по одному экземпляру решения и измененных обвинений. Подсудимые, однако, отказались взять бумаги. После этого судья Мартиросян заявил, что уходит в совещательную комнату для принятия решения. По истечении двухчасового перерыва он огласил заключительную часть своего решения: “производство уголовного дела в отношении обвиняемых Александра Арзуманяна, Мясника Малхасяна, Сасуна Микаеляна, Акопа Акопяна, Григора Воскерчяна, Сурена Сируняна и Шанта Арутюняна по ч.1 ст.300 (“узурпация государственной власти”) прекратить в виду отсутствия состава преступления. Уголовное дело обвиняемого Мясника Малхасяна по ч.1 ст.225 (“организация массовых беспорядков”) и ч.2 ст.38-316 (“содействие применению к представителю власти опасного для жизни и здоровья насилия”) отделить и направить в суд общей юрисдикции ереванских муниципалитетов Кентрон и Норк-Мараш. Уголовное дело Сасуна Микаеляна по. 1 ст.225 и чч. 1 и 2 ст.235 УК РА (“хранение незаконного оружия и боеприпасов”) отделить и направить в суд общей юрисдикции Котайкской области”.
Согласно решению, отделены также уголовные дела Григора Воскерчяна, Шанта Арутюняна и Акопа Акопяна, обвиняемых по ч.1 ст.225 УК РА, которые направлены в суд первой инстанции общей юрисдикции ереванских муниципалитетов Кентрон и Норк-Мараш. Это же обвинение выдвинуто Александру Арзуманяну и Сурену Сируняну, чьи уголовные дела судья решил оставить в своем производство и продолжить судебное расследование 8 апреля в зале суда Шенгавитской общины.
Дела всех семи подсудимых разделены, избранная в отношении них мера пресечения в виде ареста сохранена. На ознакомление с новыми обвинениями суд предоставил обвиняемым и их защитникам неделю. На этом судебное заседание было объявлено закрытым, а это свидетельствует о том, что “Дела семи” как такового больше не существует – оно разделено на 6 самостоятельных дел, которые будут слушаться в разных судах. Это решение адвокаты расценили как очередное беззаконие и заявили, что обжалуют его. Такой поворот в “Деле семи” констатировал две вещи. Во-первых, как сказала защитник Акопа Акопяна Мелания Арустамян, суд, отделив дела, признал, что в “Деле семи” не было взаимосогласованных и совместно организованных шагов с целью провоцирования массовых беспорядков, иными словами, не было состава преступления. Конечно, в размещенных потом на сайте Генпрокуратуры новых обвинительных заключениях продолжают оставаться общие “штампы”. Например, такому-то (фамилия, имя) “…выдвинуто новое обвинение по ч.1 ст.225 УК РА в том, что он вместе с группой лиц организовал массовые беспорядки, каковые действия были отражены в следующем: Александр Арзуманян, Акоп Акопян,Сасун Микаелян, Мясник Малхасян, Шант Арутюнян, Григор Воскерчян, Сурен Сирунян, Никол Пашинян, Хачатур Сукиасян, Гамлет Ованнисян, Вираб Манукян и другие, имея намерение дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране и спровоцировать массовые беспорядки, организовали и непосредственно осуществили действия по реализации преступного умысла…” Далее указывается имя конкретного обвиняемого. Продолжение то же самое: “…и другие различными средствами: оказывая личное и служебное воздействие на свое окружение, принуждая, в обмен на обещания и определенное вознаграждение…”, “…члены группы, имевшей намерение осуществить в городе Ереване массовые беспорядки, …сформировали группы лиц, готовых к осуществлению массовых насильственных действий и организовали распределение среди них добытого незаконным путем огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также различного рода предметов, приспособленных для нанесения телесных повреждений” и т.д.
Во-вторых, хотя судья и разделил дела семи обвиняемых, их продолжают по отдельности обвинять в “совместной организации массовых беспорядков”. В этом случае логика решения о разделении уголовных дел кажется по меньшей мере странной. С точки зрения политической целесообразности логика, конечно, есть. Дело в том, что резонанс, вызванный “Делом семи”, оказался больше ожидаемого, этот судебный процес находился в центре внимания как местной, так и международной общественности. Между тем отдельное рассмотрение этих дел потребует меньше внимания, а значит и проблем будет меньше, считают власти.