Речь идет о делах лиц, осужденных по различным частям реформированной ст.225 УК РА
Сегодня в здании суда первой инстанции столичной общины Шенгавит под председательством судьи Мнацакана Мартиросяна продолжится судебный процесс по ”Делу семи”, находящемуся в производстве суда ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш. Однако сегодня на скамье подсудимых будут сидеть (а может, как и раньше, стоять в течение всего судебного процесса) двое политзаключенных – Александр Арзуманян и Сурен Сирунян. Напомним, что решением судьи 1 апреля “Дело семи” было разделено на пять разных дел, которые будут слушаться в разных судах.
После внесения изменений в статьи 225 и 300 УК РА обвинения, выдвинутые семи политзаключенным, были пересмотрены. До этого все они обвинялись по ч.3 ст.225, сейчас им выдвинуто обвинение по ч.1 той же статьи. Заметим, что эти изменения распространяются лишь на тех обвиняемых, дела которых находятся в стадии судебного рассмотрения. Между тем, кроме фигурантов по “Делу семи”, по чч.2 и 4 ст.225 (“массовые беспорядки”) был осужден еще 31 человек, в том числе получившие помилование. Лишь по делам двух политзаключенных – Карена Тарханяна и Геворка Казаряна, обвиняющихся по ч.2 ст.225 УК РА, жалобы представлены в Кассационный суд, который, однако, отказался принять их в производство. Это означает, что в Армении исчерпаны все инстанции для пересмотра указанных дел, и сейчас они подлежат направлению в Европейский суд по правам человека. Остальные 14 политзаключенных продолжают обжаловать свои приговоры в Кассационном суде. В этой же инстанци находятся дела еще двух политзаключенных – Кристофора Элазяна и Геворка Манукяна, осужденных по ч.2 ст.225 УК РА соответственно к 4 и 3 годам лишения свободы.
Имеют ли возможность осужденные по ст.225 УК РА обжаловать приговоры, основываясь на реформировании Уголовного кодекса, в частности на переформулировке ч.2 указанной статьи? Этот вопрос волнует прежде всего родных лиц, осужденных по ст. 225 УК РА. Член Адвокатской палаты Лусине Саакян, которая в свое время защищала одного из политзаключенных, обвинявшихся именно по ч.2 ст.225 УК РА, в беседе с нами заметила, что если в результате изменения данной статьи и указанного пункта она была декриминализирована, что означает изменение диспозиции статьи, то судебные акты, принятые по упомянутому положению ст.225 однозначно должны быть пересмотрены, а по этим делам в судебном порядке вынесены оправдательные приговоры. Но именно в этом вопросе мнения специалистов расходятся: одни утверждают, что если ст.225 подвергалась изменению и декриминализировалась, то этого уже достаточно, чтобы дела лиц, осужденных по любому пункту указанной статьи, тоже были пересмотрены; другие считают, что если содержание ч.2 ст.225 УК РА, по которой имеются осужденные, осталась неизменной, то принятые уже судебные акты не подлежат пересмотру. Сторонники второй точки зрения ссылаются на то, что в результате реформирования закона выдвинутое этим людям обвинение в участии в массовых беспорядках, по сути, не изменилось, как не изменилась мера наказания за это деяние – от 3 до 8 лет лишения свободы.
То, что осужденные по данной статье не могут надеяться на пересмотр своих дел, основываясь исключительно на изменении статьи, вчера в беседе с нами подтвердила также депутат парламентской фракции “Наследие” Заруи Постанджян.
Тем не менее, в Армянском национальном конгрессе работают в направлении уточнения сложившейся ситуации, считая, что она не однозначна. Так, по словам координатора АНК Левона Зурабяна, комиссия и лица, занимающиеся в АНК правовыми вопросами, в том числе вопросами политзаключенных, серьезно изучают вопрос. Несмотря на то, что после пересмотра ст.225 государство само должно было предпринять шаги в направленим освобождения политзаключенных и лиц, осужденных по данной статье, в Конгрессе на этот счет не питают никаких надежд и уже разрабатывают правовые пути для выдвижения данного вопроса. “Ситуация беспрецедентная, люди осуждены по статьям, которые уже не существуют. На все эти вопросы мы дадим ответы и найдем правовые формы для того, чтобы поднять этот вопрос, оспорить его в различных инстанциях и решить проблему”,- сказал корреспонденту “Аравота” Левон Зурабян.