говорит, спустя год, президент РА Серж Саркисян и предлагает с нашей помощью разрушить стену нетерпимости
В связи с первой годовщиной пребывания Сержа Саркисяна на посту президента РА состоялась пресс-конференция, на которой каждое СМИ имело право задать один вопрос. Корреспондент “Аравота” обратилась к главе государства со следующим вопросом: “В своих выступлениях Вы говорили об устранении стены непонимания, об общественной толерантности, солидарности. Господин Саркисян, Вы уже год, как являетесь президентом страны. Удалось ли Вам за это время разрушить стену нетерпимости? Если не удалось, то почему – Вы не захотели или Вам помешали? Кто помешал, почему, как? В ответ Серж Саркисян сказал: “Знаете, когда я говорил, что нужно разрушить эту стену, вы все хорошо понимали, что я имел в виду изменение нашего мышления. Я думаю, мы в какой-то степени продвинулись вперед. Мне, например, кажется, что по примеру вашей газеты нам удалось показать другим, что жизнь, этот мир состоят не только из белого и черного тонов. Ваша газета один-два раза в месяц публикует объективные, на мой взгляд, материалы. Конечно, ты не согласна, уверен, что и редакция вашей газеты не согласна. Но видишь, как доброжелательно мы уже говорим об этом друг с другом. Это означает, что мы уже добились определенного успеха, и я считаю, что еще очень рано говорить о том, что в нашем обществе нет стен, которые следует разрушить. Их очень много. И мы никогда не должны ссылаться ни на кризис, ни на политическую напряженность и говорить, что нам помешали. Не думаю, что говоря открыто о том, кто и почему помешал, мы тем самым способствуем разрушению стены. Наоборот, я думаю, что тем самым мы “надстраиваем” эту стену. Если вы заметили, за этот год я никого не оскорбил, ни о ком не высказался с иронией. Конечно, я не получал адекватного ответа, но я думаю, что если кто-то взял на себя миссию по разрушению таких стен, то он должен показать личный пример. Я действительно хочу разрушить эти стены, и мы их разрушим в том числе с вашей помощью”.
В ходе пресс-конференции прозвучали различные вопросы – об экономике, о внешней политике, о внутриполитической ситуации и т.д. Говоря о предстоящих 31 мая выборах в совет старейшин Еревана, президент заметил: “Выборы в совет старейшин Еревана пройдут так, как проходили другие выборы. Я думаю, туров не будет, выборы пройдут нормально”. А чтобы избирательный процесс прошел в рамках законности, по словам Сержа Саркисяна, нужно быть готовым признать любой результат. “Мы все должны пойти на выборы и решить конкретную задачу – избрать совет старейшин, а затем и мэра Еревана. Идя на выборы, мы не должны ругать других, не должны преследовать иные цели”,- отметил президент. По его словам, участвующие в этом политическом процессе силы очень хотят еще раз показать общественности, да и самим убедиться в том, какой вес и авторитет они имеют в обществе, заявил Серж Саркисян, призвав исключить вражду не только на предстоящих выборах, но и в дальнейшем. На вопрос, как он относится к заявлению Левона Тер-Петросяна о том, что оппозиция использует исключительно конституционный путь, Серж Саркисян сказал: “Это очень благоразумный подход. Жаль только, что такие заявления не прозвучали 20-го февраля 2008 года”. Говоря о решении Тер-Петросяна на предстоящих выборах возглавить пропорциональный список Армянского национального конгресса, Саркисян сказал: “Я как президент Армении нормально отношусь к решению любого гражданина РА”. Он исключил возможность повторения событий 1 марта после выборов в совет старейшин Еревана: “1-е июня будет нормальным днем, а не днем, полным трагических событий. Я думаю, что тяжесть последних президентских выборов и поствыборных процессов должна лечь не только на власти, но и на всех нас. …Уверен, что подобные события не произойдут. Какой бы напряженной ни была обстановка, мы преодолеем напряженность. Конечно, для нас было бы намного легче, если бы мы, власти, пользовались вашим добрым расположением (на пресс-конференцию не были приглашены представители Ассоциации расследующих журналистов, газет “Четвертая власть”, “Айкакан жаманак”, “Жаманак – Ереван”, “Айк”, “Тарегир”. М.Е.).
На вопрос, почему после событий 1 марта ни одному полицейскому не было выдвинуто какое-либо обвинение, Серж Саркисян, напомнив свои слова о том, что вину за ход событий 1 марта несут все, отметил: “Говоря “все”, я, несомненно, имел в виду и силы полиции. Однако необходимо учитывать, что обобщенное понятие “виноваты” или “не виноваты” – не термин из Уголовного кодекса. УК любит конкретность, а сегодня этой конкретности нет”. По словам президента, вина полиции и властей состояла в отсутствии профессионализма. Стране приходится содержать большую боеспособную армию, тратить на это огромные средства, в результате на протяжении многих лет полиция финансируется по “остаточному принципу”, и именно в этом заключалась причина использования просроченно средства (имеется в виду спецсредство “Черемуха-7”. – М.Е.)”. Серж Саркисян также заявил: “Если бы 1 марта нарушители порядка не применили огнестрельное оружение, то я уверен, что полиция не использовала бы огнестрельное оружие. Я в этом более чем уверен”. Президент не согласился с мнением о том, что в нашей стране есть незаконно арестованные лица. Касаясь возможности объявления амнистии, Саркисян сказал: “Я убежден, что президент республики должен использовать свои права после завершения судебного процесса. Не исключаю возможность амнистии, но я не знаю примера, когда бы власть заранее заявила, что через несколько дней, через несколько недель или месяцев она должна объявить амнистию. Придет время – увидим”. Серж Саркисян также сказал, что готов рассмотреть любое прошение о помиловании, но не готов вмешиваться в судебные процессы.
P.S. На пресс-конференции прозвучало 60 вопросов и было дано столько же ответов. Пресс-конференция длилась 2 часа 40 минут.