Время от времени мы будем напоминать об этом общественности
На сегодняшний день в Армении существуют три различные группы по изучению, анализу и выявлению лиц, ответственных за события 1-2 марта 2008 г. в Ереване. Сперва была сформирована временная парламентская комиссия во главе с депутатом фракции Республиканской партии Армении Самвелом Никояном. Затем по инициативе оппозиции была создана общественная комиссия. И, наконец, 23 октября прошлого года президент РА отдал распоряжение о формировании группы по сбору фактов. О необходимости ее создания говорили представители и армянской оппозиции, и международных структур. Однако результаты деятельности временной парламентской и группы по сбору фактов пока не видны. Общественную комиссию мы не упоминаем по той причине, что она, не пользуясь содействием властей и государственных структур, по мере своих сил и возможностей за несколько месяцев работы представила 2-3 доклада. И если информацию о работе, пусть и не слишком продуктивной, комиссии во главе с Никояном мы иногда получаем, то о существовании группы по сбору фактов все уже забыли. Напомним, что ее формирование преследовало цель содействовать временной парламентской комиссии в выполнении поставленных перед ней задач, в частности, получения и предоставления комиссии фактов, документов и информации как о правомочности и пропорциональности решений и действий сотрудников полиции 1-2 марта, так и об обстоятельствах гибели людей во время этих событий.
Нам неизвестно, что смогла установить группа за 5 месяцев своего существования, поскольку, согласно распоряжению президента РА, ее деятельность не подлежит освещению. Это означает, что пока группа по сбору фактов не представит в парламентскую комиссию и не обнародует доклад о результатах своей работы, о ее существовании необходимо забыть. А поскольку члены группы свято соблюдают “обет молчания”, недовольство их деятельностью выражают и представители оппозиции, и представители властей. Накануне Самвел Никоян заявил, что с членами этой группы он общается через прессу, поскольку не видит с их стороны желания предоставить дополнительные сведения, которые можно было бы изучить. Одним словом, возглавляемая Никояном парламентская комиссия не сотрудничает с группой по сбору фактов.
Недовольство по разным причинам выражает и оппозиция, правда, в частных беседах. На вопрос, почему молчит созданная оппозицией общественная комиссия, которая до этого публиковала пространные доклады, обычно отвечают так: существует группа по сбору фактов, вот пусть она и работает, выясняет обстоятельства. До сих пор неизвестно, как поступила группа с докладами, предоставленными ей общественной комиссией. Непонятно также, что дает оппозиции или политзаключенным присутствие в группе по сбору фактов представителей оппозиции, если добытые ими сведения до общественности все равно не доходят. Группа может до осени работать такими темпами, в условиях секретности, да еще с сомнительной результативностью. Между тем осужденные по делу “1 марта” и проходящие по “Делу семи” политзаключенные продолжают оставаться в тюрьме и привлекаться к суду на основе сфабрикованных обвинений и показаний, добытых незаконными методами. Однако все это, по словам наших собеседников, не интересует ни временную комиссию, ни группу по сбору фактов. В последнюю входят представитель Армянского национального конгресса Андраник Кочарян и представитель партии “Наследие” Седа Сафарян. Они согласились ответить только на вопрос “Аравота” о недовольстве Самвела Никояна их работой. “Некоторые факты, которые у нас были, мы уже предоставили,- сказала Седа Сафарян. – Так получилось, что это совпало с заявлением Никояна”. По ее словам, группа не может представить промежуточный доклад, однако парламентская комиссия вправе по собственному усмотрению обнародовать переданные ей материалы. “Какие-то результаты есть, но они нас не удовлетворяют”,- отметила представитель “Наследия”, сообщив, что их работа уже оказывает определенное воздействие на судьбу подсудимых и осужденных по делу “1 марта”. “Возможно, вы этого не замечаете, но косвенное воздействие есть”,- заверила Седа Сафарян. Андраник Кочарян оказался более скуп на информацию. Относительно заявления Никояна он сказал, что полноценно должны работать и временная комиссия, и группа по сбору фактов, и в этом случае скоординированная работа будет более результативной.
Вчера в беседе с корреспондентом “Аравота” координатор Армянского национального конгресса Левон Зурабян заявил, что у них нет претензий к работе представителей опппозиции в группе по сбору фактов. Однако есть недовольство искусственными препятствиями, которые чинят ее работе. Зурабян не уточнил, о чем идет речь, пообещав, что в ближайшее время общественность узнает об этом. Недовольство этим обстоятельством выразил и пресс-секретарь партии “Наследие” Овсеп Хуршудян. Оба наших собеседника не исключили, что в ближайшее время они выступят с заявлением о деятельности группы по сбору фактов.