Так, согласно представителю Верховного органа Армении АРФ Дашнакцутюн Армену Рустамяну, было принято заявление АРФД о выходе из коалиции
Четырехсторонней коалиции больше нет
Согласно п.6 соглашения коалиции, “Соглашение может быть досрочно прекращено при наличии непреодолимого принципиального несогласия, по заявлению одной из сторон или с достигнутого между сторонами согласия”. Исходя из этого, можно заключить, что после вчерашнего заявления Верховного органа Армении АРФД действие соглашения коалиции прекращено, и должно быть заключено новое соглашение. 25 апреля, до того, как Дашнакцутюн заявила о прекращении своего участия в коалиции, представитель Бюро АРФД Грант Маркарян и представитель Верховного органа Армении АРФД Армен Рустамян встретились с президентом страны Сержем Саркисяном. После этой встречи Армен Рустамян не принял участия в заседании Совета национальной безопасности, на котором обсуждался процесс урегулирования армяно-турецких отношений. В ответ на вопрос корреспондента “Аравота”, почему г-н Рустамян не счел нужным принять участие в заседании СНБ, представитель армянской структуры АРФД сказал: “Мы уже провели встречу с председателем Совбеза и приняли решение не оставаться в коалиции”. Констатируем, что решение было принято еще 25 апреля.
Взаимные комплименты
Однако заявление Верховного органа Армении АРФД о прекращении участия в коалиции официально было обнародовано только вчера. В качестве причин этого шага указываются непреодолимые принципиальные разногласия в связи с внешнеполитическим курсом и в частности “позицией властей РА по некоторым положениям, обсуждавшимся на переговорах Армения-Турция”. В заявлении отмечается, что впредь Дашнакцутюн будет действовать в статусе новой оппозиционной силы. Приводятся и основные приоритеты: “стать полноценной альтернативой власти, предложив по все основным вопросам собственные программы и решения; в качестве оппозиции взять на себя роль эффективного противовеса и сдерживающей власть силы”. АРФД также пожелала своим бывшим партнерам успеха “на благо нашего государства и народа”.
Вчера вечером с ответным заявлением выступили оставшиеся в коалиции три политические силы. Они подчеркнули, что “внешняя политика Армении осуществлялась и осуществляется в соответствии с национальными интересами нашего государства”, а также приветствовали шаги Сержа Саркисяна “в направлении урегулирования армяно-турецких отношений без предусловий и в разумные сроки”. Коалиционные партии отметили убежденность властей в том, что “установление отношений с Турцией не означает забыть факт Геноцида армян или важность процесса его международного признания и осуждения”. Заявление заканчивается заверением в том, что коалиционные силы с уважением относятся к позиции Дашнакцутюн. “Думаем, что и впредь будет возможность для согласованных подходов и сотрудничества в рамках широкого круга вопроса, касающихся наших национальных и государственных интересов”.
Аргументация руководителей АРФД
Тем не менее на вчерашней встрече с журналистами руководитель парламентской фракции Дашнакцутюн Ваан Ованнесян еще раз заявил об отступлении от внешнеполитического курса. “Мы отметили, что, к сожалению, может быть принято неожиданное решение, о котором мы не были проинфморированы и за которое, естественно, не хотим нести ответственность. В этом плане очень четко обозначен круг наших разногласий. Мы вошли в коалицию для того, чтобы сохранить в стране стабильность, спасти общество от потрясений, и это удалось. Но это не означает, что мы вечно должны быть скованы”. На пресс-конференции Армен Рустамян отметил, что в коалиции разногласия были всегда. “Мы регулярно говорили о них, и кое-кого это сильно раздражало. Некоторые назвали это бахвальством или клеветой со стороны Дашнакцутюн, другие – пропагандистским приемом, который АРФД постоянно использует перед выборами. Я думаю, этот факт свидетельствует о том, что перед Дашнакцутюн всегда стояла и стоит задача не изменять своим принципам. Дашнакцутюн знают по нескольким конкретным вопросам, особенно национального характера. Эти вопросы для нас священны, и связанных с ними изменений АРФД не позволяла и не позволит”. Рустамян также подчеркнул, что “Дашнакцутюн может смириться со многими вещами, но не с тем, что связано со священными для парти принципами и идеями”. А действительно ли на встрече с президентом представители АРФД убедились, что имеет место изменение курса? “Президент нас заверил, что будет продолжать регулировать армяно-турецкие отношения без предусловий, пытаясь добиться этого в разумные сроки, не допустить увязывания этого вопроса с процессом урегулирования карабахского конфликта. Он сказал, что вопрос Геноцида никоим образом не будет поставлен под сомнение”,- сказал Армен Рустамян.
Относительно принципов “дорожной карты”, о которых сообщалось в публикации в турецкой газете “Саббах”, Рустамян сказал следующее: “По словам президента, ничего подобного нет, и это не имеет отношения к тем переговорам, которые вели до сих пор он или министры иностранных дел. Я не сомневаюсь, что это так, поскольку тот, кто знаком с тонкостями турецкой дипломатии, знает, что такие подходы возможны с целью проверки. Кстати, отметил, что в данном случае “дорожная карта” слишком громкое название, поскольку это не тщательно и подробно составленный документ, как представляют турки, а лишь общее изложение намерений. Разумеется, мы представили свои подходы, отметили, что контекст и день принятия этого заявления были выбраны неправильно и что мы остаемся при своем мнении”. По словам представителя Дашнакцутюн, заверения президента их не удовлетворили.
Отклики на заявление АРФД
“Добро пожаловать” – так приветствовал основатель партии “Наследие” Раффи Ованнисян переход Дашнакцутюн в оппозиционное поле. В то же время он назвал этот шаг несколько запоздалым, но соответствующим принципам и ценностям партии. Председатель партии “Процветающая Армения” Гагик Царукян на пресс-конференции отметил, что с выходом АРФД коалиция станет слабее. “Ослабеют и власть, и коалиция. Дашнакцутюн нельзя недооценивать”,- сказал лидер “ПА”. В то же время он заявил об отсутстви предварительных условий для урегулирования армяно-турецких отношений. “Если будет какое-либо предусловие, на аналогичный шаг пойдет и “Процветающая Армения”,- сказал Гагик Царукян.
Несколько иную точку зрения высказал в пресс-клубе “Взгляд” депутат фракции Республиканской партии Армении Армен Ашотян. Приведенную в заявлении Дашнакцутюн первую причину он обусловил давлением со стороны зарубежных армян, которое АРФД “не смогла устранить, либо не захотела проводить в Диаспоре информационную, просветительскую работу”. Вторая причина, по мнению Ашотяна, состоит в следующем: поскольку изменения внешней политики осуществляются при поддержке американцев, то возможно, что “Дашнакцутюн, будучи не согласна с усилением американского вектора во внешнеполитической деятельности Армении, ищет причину изменения внешней политики здесь, чтобы обосновать другие свои геополитические предпочтения”. И третья причина, как сказал Ашотян, состоит в том, что АРФД хочет выйти из власти, чтобы до следующих выборов избавиться от облика властной партии и до 2012 года выступать в качестве оппозиционной политической силы. Очевидно, что армяно-турецкое соглашение – хороший повод выйти из коалиции не по внутриполитическим причинам, а в силу национальной идеологии, что позволит предстать перед обществом в более положительном свете и попытаться за три года очистить свой имидж от властного налета”. В связи с этим Армен Рустамян заметил: “Если действительность их не устраивает, то им невыгодно ее представлять. Все остальное – оторванные от реальности антиагитационные методы”.
P.S. Дашнакцутюн уже открещивается от власти, отказываясь от переданных ей по соглашению коалиции политических и концептуальных постов в исполнительном и законодательном органах. Вчера в конце дня вице-спикер парламента РА Аревик Петросян зачитала прошения об отставках второго вице-спикера Национального Собрания Грайра Карапетяна, председателей постоянных комиссий Армена Рустамяна и Артура Агабекяна. Согласно регламенту НС, если в течение трех дней после заявления о сложении полномочий они в письменной форме не отзовут свои заявления, их отставка считается принятой.