Группа по сбору фактов, касающихся событий 1 марта 2008 года, временно (?!) прекратила свою деятельность
“4 апреля трое членов экпертной Группы по сбору фактов относительно мартовских событий 2008 г., в том числе представители властной коалиции и Защитника прав человека РА, без представления каких-либо весомых аргументов фактически прекратили работу в составе группы. Как они заявили, “временно”,- сообщил вчера в беседе с корреспондентом “Аравота” координатор Армянского национального конгресса Левон Зурабян. По его словам, это произошло в нарушение распоряжения президента РА о формировании Группы. Если речь идет об уходе в отпуск, как утверждают вышеупомянутые лица, то ничего подобного указанное распоряжение не предусматривает. На вопрос, был ли первый доклад Группы, касавшийся обстоятельств смерти офицера войск полиции Гамлета Тадевосяна, подписан всеми ее членами, в том числе ушедшими в отпуск, представитель АНК сказал: “По нашим сведениям, этот доклад был утвержден согласно распоряжению о формировании Группы и на основе голосования по меньшей мере трех ее членов. Это означает, что как минимум трое из пяти членов Группы, в том числе один из временно прекративших работу, проголосовали за этот доклад”. Но, как выяснилось, этим саботаж не ограничивается. Включенные в группу представители АНК и “Наследия” продолжают работать, но им также уже чинят препятствия. “Вчера представителям АНК и “Наследия” Андранику Кочаряну и Седе Сафарян не разрешили пройти на территорию Национального Собрания, где расположены их кабинеты”,- сообщил Левон Зурабян. В связи с возникшей ситуацией Армянский национальный конгресс и партия “Наследие” выступили вчера с совместным заявлением.
Мы поинтересовались у Левона Зурабяна, имеет ли такое развитие событий непосредственную или косвенную связь с распространенным вчера Специальной следственной службой пространным заявлением, в котором упомянутый доклад Группы расценен как “искажение фактов” и выражена озабоченность не только превышением полномочий, но и нарушением конфиденциальности работы и утечкой доклада. “Начнем с того, что ССС вновь демонстрирует пренебрежение законом,- сказал г-н Зурабян. – ССС не имеет права заниматься политикой, давать оценки и представлять возражения по какому-либо документу. Это не входит в функции данной структуры. Согласно Конституции РА, любое должностное лицо вправе развертывать деятельность, если по закону оно имеет на это полномочия. ССС такого полномочия не имеет. Группа по сбору фактов создана как раз для того, чтобы заниматься поиском и оценкой фактов, что она и делала. Это еще раз свидетельствует о том, что Специальная следственная служба действуют не как правовой, а как политический орган, и потому должна быть привлечена к ответственности. Я уже не говорю о том, что за прошедшие месяцы эта структура, нарушая закон, занималась сокрытием преступлений и фабрикованием обвинений против оппозиции”. Но если орган предварительного следствия считает, что отраженные в этом докладе сведения искажены или не соответствуют действительности, должен же быть какой-то орган, который выступит с разъяснениями по поводу этого документа, ставшего уже предметом общественных обсуждений, поинтересовались мы. “С разъяснениями должна выступать не Специальная следственная служба, она не имеет на это право. Группа по сбору фактов дала оценки деятельности следственной службы и сделал это в результате всестороннего изучения”,- ответил Левон Зурабян.
Что касается “утечки” информации, ставшей, пожалуй, причиной временного прекращения работы Группы, то наш собеседник не знал, чем это вызвано. “Факт остается фактом: мы действуем в рамках распоряжения, а власть пытается нарушить свое же распоряжение”. А разве рассекречивание доклада Группы не является нарушением распоряжения президента РА? “Я не знаю, кто нарушил это распоряжение. Если есть конкретные виновные, пусть они будут наказаны. Но есть и другой вопрос. В соответствии с распоряжением Группа передала парламентской комиссии во главе с Никояном некоторые материалы, однако последняя их не опубликовала либо сделала это в форме утечки, хотя обязана была публично обсудить полученные факты. А это означает, что Никоян либо пытался утаить полученные материалы, либо не осмелился их обнародовать”,- пояснил Левон Зурабян.
Группа по сбору фактов была, пожалуй, единственным органом, в котором Армянский национальный конгресс и партия “Наследие” тесно сотрудничали и постоянно выступали с совместными заявлениями, заметили мы. Наш собеседник не согласился с этим мнением: “Я не считаю, что наше сотрудничество с “Наследием” ограничивается работой в Группе. В действительности мы успешно сотрудничаем и по многим другим вопросам. Вчера в Арабкирской общине состоялся митинг АНК, на котором мы выразили благодарность партии “Наследие” за всестороннюю помощь, оказанную нам на данном этапе выборов. Наше сотрудничество осуществляется и в рамках выборов в совет старейшин Еревана, и в вопросе представления процесса выполнения Арменией своих обязательств в ПАСЕ и т.д. Другое дело, что это сотрудничество можно расширить”.
1 мая первый президент РА Левон Тер-Петросян заявил, что если власти и впредь будут чинить препятствия Группе по сбору фактов, то Конгресс вынужден будет обнародовать переданные Группе имена тех олигархов и должностных лиц, которые во время событий 1 марта 2008 г. организовывали провокации, грабили магазины и поджигали автомашины. Может ли “временное” прекращение деятельности Группы способствовать обнародованию этих сведений уже в ближайшие дни? “Нет,- сказал Левон Зурабян. – Мы готовы с помощью Группы по сбору фактов установить правду о событиях 1 марта. Но если выяснится, что власти не собираются этого делать, если работе Группы будут чинить непреодолимые препятствия, мы пойдем на этот шаг. Мы пока не можем говорить о том, что все возможности исчерпаны. Власти тоже должны быть заинтересованы в продолжении этого процесса с участием своих представителей”.