Из ПАСЕ приходят и хорошие, и плохие новости, говорит координатор Армянского национального конгресса Левон Зурабян
— Вот уже год, как АНК требет освободить политзаключенных, считая это ключевым вопросом и предусловием начала диалога с властями. Можно ли говорить о том, что это условие, пусть и частично, но выполнено, и, как утвеждают власти, заложены основы формирования в стране атмосферы согласия?
— Объявленную амнистию мы не считаем проявлением доброй воли или шагом по созданию атмосферы согласия. Режим освободил ровно столько человек, сколько позволило бы избежать возможных санкций со стороны ПАСЕ. Это был элементарный торг с СЕ, вследствие которого режим сумел оставить в тюрьме в качестве заложников часть политзаключенных. Именно поэтому мы не можем воспринимать амнистию как шаг, направленный на формирование атмосферы согласия в обществе и установление диалога. Мы считаем, что режим не прекратил войну, объявленную собственному народу.
— До январской и апрельской сессий ПАСЕ, после выборов в совет старейшин Еревана и до летней сессии СЕ Конгресс адресовал Ассамблее и содокладчикам по Армении многочисленные мессиджи, призывая их сохранять приверженность принципам европейской демократии, принять более объективные и беспристрастные доклады и резолюции по ситуации в Армении. Учитывая принятую ПАСЕ новую резолюцию по Армении, можно ли считать, что ваши мессиджи и призывы были услышаны?
— Принятую резолюцию, как и нашу работу с европейскими структурами, нельзя считать бесплодной. Наоборот, мы добились ощутимого результата – амнистия распространилась примерно на 30 политзаключенных, но еще 20 политзаключенных продолжают оставаться заложниками. Так что в этом смысле у нас две новости – хорошая и плохая. Что касается реакции ПАСЕ, то она была нормальной. ПАСЕ должна была приветствовать осуществляемый процесс. В конце концов под их давлением были предприняты определенные шаги, и они не могли это не приветствовать. Но в тюрьмах продолжают оставаться политзаключенные, не решены и вопросы, связанные с событиями 1 марта. Мы будем последовательно добиваться освобождения всех без исключения политзаключенных и привлечения к ответственности организаторов 1 марта. Я положительно оцениваю и то, что в ПАСЕ тоже осознают, что вопросы, касающиеся политзаключенных и мартовских событий, нельзя считать закрытыми, и это четко зафиксировано в резолюциях. Что касается диалога, то мы неоднократно заявляли, что готовы начать диалог, если все политзаключенные будут освобождены. Но режим отклонил наше предложение. Объявив амнистию и проведя последние выборы с безобразными фальсификациями, власти усуглубили ситуацию. Это означает, что они сожгли мосты диалога с оппозицией.
— В принятой ПАСЕ резолюции 1677 говорится также о прекратившей существование Группе по сбору фактов относительно событий 1 марта. Может ли Конгресс обратится к властям или европейским структурам с предложением сформировать новую аналогичную группу? А может, возобновит работу общественная комиссия по изучению событий 1 марта, созданная по инициативе Конгресса и приостановившая работу в период действия Группы?
— Группа была распущена после опубликования первого же доклада, а парламентской комиссии мы абсолютно не доверяем. На самом деле она занята тем, что покрывает преступления режима. Да, мы настаиваем на формировании новой группы по сбору фактов, на этот раз с участием международных экспертов или наблюдателей. Мы уже разработали проект, который представили как изменение в принятый ПАСЕ проект резолюции. Документ был передан посредством члена армянской делегации в ПАСЕ, депутата от партии “Наследие” Заруи Постанджян. Кстати, мы выражаем благодарность партии “Наследие” за это сотрудничество. И хотя наше предложение не было принято, но в резолюции есть некоторые формулировки, которые легитимизировали работу представителей оппозиции в Группе по сбору фактов и статус их докладов, которые будут опубликованы в будущем. Тем не менее, если под давлением общественности не будет создан пользующийся доверием расследующийй орган, то нам придется создать его самим, используя опыт людей, вовлеченных в Группу по сбору фактов. Кстати, мы предложили также включить в резолюцию ПАСЕ положение, согласно которому Ассамблея должна продолжить мониторинг в отношении Армении, чтобы Совет Европы вновь вернулся к вопросу выполнения Арменией своих обязательств. В принятой резолюции четко сказано, что Ассамблея будет продолжать мониторинг процесса выполнения Арменией резолюций 1609, 1620, 1643 и 1677, что тоже является положительным шагом.