Но вместе с тем есть желание не накалять страсти
Сразу после того, как стало известно, что исключенный из партии “Нследие” Вардан Хачатрян стал членом Социал-демократической партии Гнчакян, откуда тоже был исключен, но чуть позже вошел в состав Центрального правления СДПГ, в результате чего был решен вопрос его членства в партии, стало понятно, что у гнчаков что-то не так. Это потом председателю правления СДПГ Людмиле Саркисян пришлось еще раз заявить, что, согласно уставу партии, В.Хачатрян, не будучи членом СДПГ, не может быть членом политического совета Центрального правления партии. После этих противоречивых заявлений появились разговоры о брожениях в партии Гнчакян и даже об ожидающемся в ближайшее время внутрипартийном “перевороте”. О внутренних разногласиях и конфликте в СДПГ стало известно после того, как Ваан Ширханян и новоиспеченный гнчак Вардан Хачатрян созвали пресс-конференцию в качестве членов СДПГ и политического совета ЦП партии. Это было неслучайно, поскольку, как утверждают наши источники, оба деятеля преследуют далеко идущую цель – взять в руки партию и в этом вопросе пользуются поддержкой председателя Центрального правления СДПГ Седрака Аджемяна.
Вчера в беседе с нами председатель ереванской структуры партии Гнчакян Людмила Саркисян заметила, что “в муссируемых слухах есть определенная доля истины”. Другие члены СДПГ добавили, что сложившаяся ситуация имеет свою предысторию. Все началось более года назад, когда 2 марта 2008 года, сразу после известных событий, Ваан Ширханян стал гнчаком. Спустя несколько месяцев, в ноябре 2008-го, он поехал в Лос-Анджелес, где встретился с председателем Центрального правления СДПГ Седраком Аджемяном, после чего и начались внутрипартийные процессы. “Ширханян делает все, чтобы расколоть партию и создать новую структуру, в которой он будет играть серьезную роль”,- сказал один из членов СДПГ, пожелавший остаться неназванным. По его словам, В.Ширханян уже нашел сторонника в лице Вардана Хачтаряна и пытается на предстоящем 9 января съезде СДПГ выдвинуть кандидатом на пост председателя правления партии если не себя, то хотя бы Хачатряна.
На вопрос, в чем состоит цель этих шагов, в СДПГ пояснили: “другим путем им не удастся вывести армянскую структур СДПГ из состава Конгресса” и осуществить “план” властей по формированию третьей силы. Наши источники не считают случайным сделанное Ширханяном на последней пресс-конференции заявление о том, что если “развитие событий приведет к тому, что народ почувствует реальную угрозу своему существованию, существованию страны, то сформируется новая оппозиция, которая, возможно, начнет работать. В отношении сегодняшней оппозиции я не вижу перспективы проведения новых выборов”.
Сейчас в правлении армянской структуруы СДПГ делают еще более далеко идущие предположения, высказывая мнение о том, что Ширханян был “командирован” властями в партию с тем, чтобы наподобие других политических сил внести раскол в партию Гнчакян или превратить ее в контролируемую им оппозицию. В СДПГ вспомнили даже историю трехлетней давности: тогда лидера движения “Гражданское неповиновение” Александра Арзуманяна и Ваана Ширханяна обвинили в отмывании денег, однако арестовали только Арзуманяна. На наш вопрос, как относятся члены и председатель центрального общегнчаковского правления Седрак Аджемян к происходящему в армянской структуре, в СДПГ сказали, что Аджемян, а значит и члены правления, за исключением одного-двух человек, поддерживают Ширханяна. Однако причина, по словам наших собеседников, не только в том, что Центральное правление и в частности Аджемян преследуют одну и ту же цель – вывести армянскую структуру СДПГ из состава Конгресса или в том, что участие в “проекте” власти сейчас выгодно также С.Аджемяну, который недавно приобрел дом отдыха в дачном местечке Анвакан. Дело в том, Ширханян постоянно нашептывает Седраку Аджемяну об отсутствии у Конгресса шансов на победу, уговаривая его покинуть АНК и создать новую, третью силу. Конкретных шагов в этом направлении пока нет, если не считать встречу Аджемяна с премьер-министром Армении и встречи Ширханяна с президентом НКР Бако Саакяном, что в СДПГ расценивают как прямой путь к Сержу Саркисяну. В Армении этим планам препятствуют председатель армянской структуры и члены правления СДПГ, которых и пытаются “нетрайлизовать” путем избрания на съезде нового председателя правления партии Гнчакян.
Мы попытались получить также разъяснения В.Ширханяна по поводу этих обвинений. Вот что он сказал: “Я о переворотах ничего не знаю. Разногласия есть везде. Угрозы раскола партии, а тем более ее выхода из состава Конгресса нет. Кроме того, член Центрального правления партии, во-первых, не имеет права занимать пост председателя правления. Во-вторых, у меня никогда не было желания быть председателем правления или руководителем какой-либо партии. В-третьих, вопрос о смене власти, революции или перевороте никогда не ставился, тем более мной. В-четвертых, предложение о вступлении СДПГ в Конгресс выдвинул я. И я остаюсь противником выхода партии из Конгресса”.
Что касается возможности выдвижения Вардана Хачатряна кандидатом на пост председателя правления СДПГ, то в партии подтвердили, что если бы он действительно был членом политсовета Центрального правления, то у него не было бы такого права. Но вопрос в том, что он, как утверждают члены правления армянской стурктуры, не будучи членом СПДГ, вообще не может быть членом Центрального правления, а значит его выдвижение на пост председателя правления партии вполне возможно.
Недоверие к Хачатряну члены правления СДПГ объяснили тем, что он, будучи членом партии “Наследие”, которая придерживалась либеральной идеологии, сейчас “примазался” к партии Гнчакян, носительнице социалистической идеологии”. Сам В.Хачатрян не счел нужным отвечать на эти обвинения, ограничившись следующим заявлением: “Это безосновательные разговоры, которые не имеют никакого отношения к происходящим сегодня процессам”. Тем не менее, обе конфликтующие стороны утверждают, что партии Гнчакян раскол не грозит, она будет продолжать действовать в оппозиционном поле и быть членом Армянского национального конгресса.