По сути с таким обоснованием правительство отклонило предложения фракций Дашнакцутюн и “Наследие” о ремонте школ и водоводов
Вчерашнее обсуждение окончательного варианта госбюджета 2010 года вначале проходило спокойно. Министр финансов Тигран Давтян сообщил, что в представленном варианте, по сравнению с предыдущим, доходная чать увеличилась на 65,5 млрд драмов, расходная – на 75 млрд драмов. На 19,4 млрд увеличились расходы на оборонную сферу, объемы предоставляемого НКР кредита выросли на 2,1 млрд, еще на 5 млрд увеличились капитальные расходы на сферу образования, которые будут направлены на строительство школ. Когда была предоставлена возможность задавать вопросы, лидер оппозиционной фракции “Наследие” Степан Сафарян поинтересовался, почему отклонено их предложение о ремонте школ и детсадов и приняты лишь предложения политического большинства. Сафарян призвал не переносить отношение к “Наследию” на школы, а четко представить те критерии, по которым был сделан отбор. Давтян изложил принципы, по которым ведомство осуществляет отбор школ. Депутат фракции “Наследие” Анаит Бахшян в своем выступлении заявила, что многие предложенные коалицией школы не нуждаются в ремонте. Сообщив о том, что правительство приняло 78 предложений о ремонте школ, выдвинутых Республиканской партией, 42 предложения фракции “Процветающая Армения”, 12 предложений “Оринац еркир”, депутат отметила, что все хорошо понимают, почему это сделано – впереди выборы. Позже министр финансов, отвечая на вопрос “Аравота”, как получилось, что перечисленным им критериям соответствовали только школы, предложенные коалиционными фракциями, заявил: “Так и получилось”.
Однако бурное негодование оппозиции вызвало следующее заявление Тиграна Давтяна: “Ваша фракция вообще против бюджета в любом виде. И поднятые вами вопросы не укладываются в общую логику. Вы поняли, что я имею в виду”. Поняли сразу. Анаит Бахшян, выступая от имени фракции “Наследие”, назвала это заявление “откровенным признанием”: “Посредством бюджета оппозицию наказыают за то, что в соответствии со своим политическим призванием, прогрммами и в целом поведением она говорит с этой трибуны о том, что знает”. Бахшян также отметила, что тем самым наказали не “Наследие”, а большое числое людей. Лариса Алавердян предложила восстановить внутреннюю водопроводную сеть в селе Уйц Сюникской области, благодаря чем “590 жителей общины получат возможность использовать чистую питьевую воду и не бояться различных инфекций”. Однако, как заметил С.Сафарян, принятие предложений политического большинства важнее, чем обеспечение людей незараженной питьевой водой.
Руководитель фракции АРФД Ваан Ованнесян изложил слова министра финансов следующим образом: “Мы не принимаем ваши предложения, потому что вы – оппозиция”. “Такое враждебное отношение армянское правительство никогда не проявляло. Я прошу премьер-министра обратить внимание на это заявление. Если он не разделяет эту точку зрения, то необходимо осуществить определенные организационные мероприятия”,- отметил Ованнесян. Он также дополнил слова Анаит Бахшян: “В данном случае наказали тех жителей Армении – директоров школ, сельских старост, граждан, которые осмелились для решения своих проблем обратиться к оппозиционным партиям. Эти граждане Армении, наверное, не составляют ту часть страны, о которой говорил премьер”.
Когда министр финансов сделал свое заявление, вызвавшее возмущение оппозиционных депутатов, Тиграна Саркисяна в зале не было. Ознакомившись с высказыванием главы Минфина, премьер с трибуны парламента заявил: “На все вопросы Тигран Давтян отвечал уважительно. Никакого враждебного отношения Тигран Давтян в этом зале не проявлял. Если в подтекте вы заметили подобный подход, а именно: какой смысл рассматривать ваши предложения, если вы будете голосовать против, то это то, что вы прочитали или услышали между строк”. “Нужели?” — удивленно воскликнула с места Анаит Бахшян. Однако премьер еще раз повторил: “Подобного заявления г-н Давтян не делал. Можете сами взять стенограмму и прочитать”. Позднее Тигран Давтян в беседе с журнлистами фактически подтвердил трактовку оппозицией его заявления. “Если выдвигается предложение и при этом говорится: просим включить наше предложение, но мы будем голосовать против бюджета, то я в этом логики не вижу. Речь об этом”,- сказал министр. На вопрос “Аравота”: означает ли это, что правительство будет отклонять даже наиболее разумные предложения оппозиционных сил, Тигран Давтян ответил: “Предложения являются составной чатсью бюджета. Если ты голосуешь против общего пакета бюджета, это означает, что ты будешь голосовать и против выдвинутого тобой предложения. Здесь нет логики”. Телекомпания “Еркир медиа” предположила: а может, после принятия предложений проголосовали бы “за”? “Это, по сути, исключено, поскольку в прошлом году именно так и произошло,- заявил Давтян. – Предложения были приняты, но фракция проголосовала против, что, на мой взгляд, нелогично”. Журналист заключил: учитывая прошлогодний прецедент, в этом году вы сразу отклонили предолжения.
Разумеется, и АРФ Дашнакцутюн, и “Наследие” проголосовали против представленного бюджета. Но документ, все равно был принят: 82 депутата проголосовали “за”, 16 – “против”.