Такие факты зафиксированы в докладе ПАСЕ
27 января в ПАСЕ обсуждался доклад французского делегата Мишеля Унольта (на снимке) “О свободе слова и других правах немусульманских меньшинств в Турции и мусульманского меньшинства в Тракии”. Хотя этот вопрос касался также проживающих в Турции наших соотечественников, никто из членов армянской делегации в ПАСЕ не выдвинул предложения по проекту резолюции и не принял участия в обсуждении. Для выступления записался только Армен Рустамян, однако очередь до него не дошла. Представим выдержки из объяснительного меморандума докладчика, которые касаются проживающих в Турции армян. В документе отмечено, что точных данных о немусульманских религиозных меньшинствах нет, однако армянские христиане составляют около 65 тысяч. Вчера на пресс-конференции в клубе “Урбат” заместитель декана факультета востоковедения Ереванского государственного университета, тюрколог Рубен Мелконян привел другие данные: 55-60 тысяч армян, тогда как в 20-х годах прошлого столетия в Турции проживало около 200 тысяч армян. В докладе ПАСЕ говорится, что Турция официально признает только армянскую, греческую и еврейскую общины. Вместе с тем отмечается, что даже эти общины, в частности армянская патриархия Стамбула, не признаны в качестве юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями, которые касаются прав на собственность и управления имуществом. Во время проведенных в Турции встреч Унольт получил информацию о том, что религиозные лидеры указанных трех общин предпринимали бесплодные попытки провести переговоры с правительством вокруг этого вопроса. В объяснительном меморандуме констатируется, что представители армянской общины выразили желание иметь в университете Турции отделение, где преподавалась бы история их религии. В ходе визита в Турцию Мишель Унольт предложил властям восстановить в Стамбульском университете факультет теологии.
В документе говорится: “Детям тех представителей немусульманских меньшинств, которые не имеют гражданства Турции, не разрешается посещать школы для национальных меньшинств. Например, дети армянских предпринимателей и дипломатов не могут посещать армянские школы, поскольку это запрещено законом (интересно было бы узнать, кого докладчик имел в виду под “армянскими дипломатами”, если дипотношения между Арменией и Турцией не установлены, следовательно нет и диппредставительств. – А.И.). Трудно понять смысл этого запрета, который представляется дискриминационным, особенно если учесть, что в школах нацменьшинств существует постоянная нехватка учеников”. Унольт также считает целесообразным отменить обязательное требование иметь гражданство Турции. Сопоставим эти данные с теми, которые привел Рубен Мелконян. “Сегодня в Стамбуле действуют 17 армянских школ, тогда как раньше их число достигало 32. Причина – постоянное сокращение числа учеников. “Каждый год армянские школы теряют 150-200 учащихся. Если так будет продолжаться, то в ближайшие годы закроются еще несколько армянских школ”,- сказал Мелконян.
Процитируем также п.128 объяснительного меморандума докладчика ПАСЕ: “Хотя турецкие власти уважают неприкосновенность религиозных меньшинств, нельзя игнорировать тот факт, что в Турции совершаются на лиц, священнослужителей, места поклонения и собственность, принадлежащие религиозным меньшинствам. В 2007-ом был убит журналист армянского происхождения Грант Динк, в апреле 2007-го в Малатии были убиты трое христиан-протестантов, в 2006-ом в своей епархии в Турции был убит итальянский католический священник, были совершены нападения на собственность греческой православной общины, три нападения на синагоги (1986, 1992 и 2003), на почве принадлежности к иудейской вере был убит стоматолог-еврей и т.д.”.
P.S. С учетом изложенного примечательно, что 26 января, после выступления в ПАСЕ премьер-министра Греции Георгеоса Папандреу, турецкий делегат Эртугрул Кумчуоглу обвинил его в том, что в Греции не признают избранных представителей турецкого меньшинства – муфтиев.