Такое мнение высказал о выступлении президента Армении в Лондоне пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении, секретарь парламентской фракции РПА Эдуард Шармазанов
— Сегодня складывается впечатление, что в незавершенном процессе урегулирования армяно-турецких отношений начался этап очередной активности, и выступление президента Армении в Лондоне, пожалуй, расставило определенные акценты в этом процессе.
— В последнее время происходили достаточно динамичные события, связанные и с отношениями Армения-Турция, и с проблемой Нагорного Карабаха. Мы увидели, что политическая элита Турции – от главы правительства до министра иностранных дел – проявила деструктивный подход и начала выступать с некорректными заявлениями, не вытекавшими из духа протоколов. В свою очередь руководитель Азербайджана использовал военную риторику, поэтому появилась необходимость в том, чтобы Армения еще раз уточнила свою позицию. Поводом стало выступление президента Саргсяна в Лондоне, посвященное проблемам безопасности на Южном Кавказе. В то же время это было выступление регионального лидера, национально-государственного деятеля, в котором были твердо защищены интересы армянства и Армении. Выступление состояло из двух частей: одна была посвящена проблеме Нагорного Карабаха, другая – армяно-турецким отношениям. В разделе, касающемся Нагорного Карабаха, содержались четкие мессиджи, адресованные как международному сообществу, так и Азербайджану. Президент заявил что вопросами безопасности он начал заниматься еще 20 лет назад, когда народ Карабаха, находясь на грани истребления, начал защищать свои права. Тем самым президент нанес контрудар по лживой пропаганде Азербайджана. Он пошел еще дальше, заявив, что Нагорный Карабах никогда не был в составе Азербайджана, наоборот, был насильно присоединен к Азербайджану партийным решением. И если любой субъект СССР имел право на обретение независимости, то почему это право не должен был иметь Нагорный Карабах? Апологетам территориальной целостности президент напомнил о том, что этот принцип не может иметь отношение к Карабаху, поскольку Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана. Более важным я считаю то, что с этой высокой трибуны президент заявил, что решение карабахской проблемы мы представляем как проявление собирательной воли народа Нагорного Карабаха, а эта собирательная воля известна не только нам, но и всему миру. Он отметил, что Нагорно-Карабахская Республика – уже состоявшееся государство. Сославшись на организацию «Freedom House», Серж Саргсян отметил, что в Нагорном Карабахе демократия развита больше, чем в Азербайджане. Касаясь озвученного по одному поводу Ильхамом Алиевым заявления о том, что Азербайджан готов предоставить Карабаху очень высокий статус, президент Армении сказал, что Азербайджан давно исчерпал гарантию предоставления статуса национальным меньшинствам. Он напомнил о Нахичеване, отметив, что сегодня там нет ни одного армянина. Серж Саргсян открыл миру глаза, сообщив о том, что в Джульфе азербайджанские солдаты, разрушив исторические памятники, показали примеры невиданного вандализма. Президент, по сути, заявил, что ни теоретически, ни практически не может быть и речи о том, чтобы увидеть Карабах в составе Азербайджана.
— Говоря об отношениях Армения-Турция, Серж Саргсян заявил: «Если наши опасения относительного того, что цель Турции – тянуть время, оправдаются, то мы прекратим этот процесс». Что это означает?
— Президент проявил себя региональным лидером и в том разделе своего выступления, которое было посвящено армяно-турецким отношениям,. Он подтвердил, что Армения готова к установлению отношений без предусловий и придает важное значение двусторонним, не касающимся третьих стран, отношениям. Серж Саргсян заявил, что в отличие от Турции, которая говорит языком предусловий, Армения готова ратифицировать протоколы, и эти документы будут направлены в Национальное Собрание для обсуждения. Однако наш парламент ратифицирует протоколы после того, как они будут ратифицированы турецким парламентом, поскольку Турция постоянно затягивает этот процесс. Серж Саргсян четко заявил: если выяснится, что цель Турции – не ратифицировать протоколы, а затягивать решение вопроса, то Армения прекратит этот процесс. Я думаю, это был конкретный ответ и Эрдогану, и Давутоглу. Мы имеем президента, который показывает лучший пример обеспечения безопасности и стабильности в регионе. И он четко говорит, что наша страна никогда не сделает шаги, не вытекающие из интересов армянства и Армении.
— Серж Саргсян заявил, что готов пригласить на открытие армяно-турецкой границы также президента Азербайджана. Вы считаете, это реально?
— А почему нет. Да, в случае открытия границы президент готов его пригласить, чтобы на собственном примере показать, что лучший способ решения проблем не воинствующие заявления и угрозы, а переговоры и диалог. Думаю, наша общественность и внутри страны, и в Диаспоре должна быть довольно этим выступлением президента, поскольку Серж Саргсян на весь мир сказал то, что идет от сердца армянства, что является реальностью, что постоянно говорил на протяжении последних двух лет.