Или будет вынуждено выяснять подробности решения, утвержденного председателем Национального Собрания Армении, у генерального секретаря Совета Европы?
Лидер парламентской фракции «Наследие» Степа Сафарян вчера направил письма председателям 13 постоянных парламентских комиссий и руководителям армянских делегаций в Парламентских Ассамблеях ПАСЕ и ОБСЕ. Все письма одного и того же содержания. В них содержится ссылка на ст.18 закона «Регламент Национального Собрания», согласно которой председатель НС, «посовещавшись с фракциями и депутатскими группами Национального Собрания, утверждает составы делегаций НС в международных парламентских организациях, межпарламентских комиссиях, порядок их формирования и деятельности». В той же статье отмечено: «Принятые председателем НС акты в двухдневный срок направляются комиссиям, фракциям и депутатским группам». С учетом приведенной статьи, Степа Сафарян обратился к председателям комиссий с просьбой в установленные законом сроки предоставить порядок формирования и деятельности вышеупомянутых делегаций НС.
Напомним, что когда фракция «Наследие» получила распоряжение главы парламента об утверждении постоянного состава армянской делегации в ПАСЕ, в котором Заруи Постанджян уже не фигурировала, Сафарян 20 января обратился к спикеру НС Овику Абрамяну с письменной просьбой предоставить протокол созванного по этому поводу совещания, порядок формирования и деятельности комиссий, а также копии переданных генсеку СЕ письма и документов об утверждении мандатов членов делегации. Ответ на это письмо был получен только 10 февраля. В нем руководитель администрации НС Гегам Гарибджанян сообщает, что все затребованные документы «находятся у секретаря соответствующей комиссии». 11 февраля лидер фракции «Наследие» обратился к секретарю делегации в ПАСЕ Эстер Мкртумян с просьбой в возможно сжатые сроки предоставить копии этих документов. Еще одно заявление Сафарян передал главе парламента, в котором интересовался, почему до сих пор не предоставлено официальное обоснование «ограничения прав и обязанностей члена делегации НС в ПАСЕ Заруи Постанджян».
В беседе с корреспондентом «Аравота» Степа Сафарян объяснил, почему копия протокола совещания, состоявшегося у председателя НС 12 января, представляет для них такую важность. «До сих пор имеются серьезные разногласия относительно того, кто что сказал на этом совещании. Давид Арутюнян в нескольких своих выступлениях отрицал, что именно он предложил не отправлять на сессию ПАСЕ заменяющий состав делегации. Между тем Наира Зограбян с недоумением заметила, что это предложение прозвучало из уст Давида Арутюняна. На совещание я пришел с пятиминутным опозданием. Овик Абрамян, представляя обсуждавшиеся до этого вопросы, сообщил, что фракция «Оринац еркир» изъявила желание иметь своего представителя в основном составе делегации в ПАСЕ, а Давид Арутюнян предложил, чтобы заменяющие каждый раз не отправлялись в командировку. В тот момент Арутюнян не отказался от своих слов, но потом он заявил, что не имеет отношения к принятому решению. Мне кажется, текст протокола прольет свет на эту ситуацию».
Комментируя полученную 10 февраля записку руководителя администрации НС, лидер фракции «Наследие» отметил: «Остается предположить, что спикер или администрация парламента не располагают затребованными нами документами, и их можно получить только у секретаря делегации. Ситуация просто анекдотичная, поскольку складывается впечатление, что порядки формирования и деятельности парламентских делегаций содержат государственную тайну и хранятся в единственном экземпляре, в строго определенном месте, у строго определенного человека, и оппозиционер не может с ними ознакомиться. Между тем оппозиционная фракция имеет право ознакомиться с этими документами». На вопрос, как они намерены использовать столь обширную переписку, Степа Сафарян сказал: «Есть три пути. Во-первых, очевидно, что председатель НС и руководитель администрации парламента не хотят предоставлять эти документы. Если председатели комиссий и руководители делегаций тоже их не предоставят и если мы не получим эти бумаги также от секретаря, то нам придется обратиться в суд с иском против всех указанных субъектов и потребовать, чтобы их обязали предоставить затребованные нами документы. Другое дело, что председатели комиссий и секретарь делегации могут сказать, что у них, как и у нас, этих документов нет. Второй вариант – обратиться к генсеку СЕ, которому глава Национального Собрания или его полномочное лицо передали соответствующие бумаги, а с ними и объяснение того, по какому принципу была сформирована делегация. Это абсурд, но узнать о принятых Овиком Абрамяном решениях можно, обратившись к руководителю СЕ. Второй путь – получение этих документов в рамках специального мониторинга процесса реализации прав парламентской оппозиции, которую проводит Мониторинговая комиссия ПАСЕ. Может, эти порядки мы получим благодаря контактам господ Прескотта и Коломбье с руководством Национального Собрания?»
Вместе с тем Степа Сафарян сообщил следующее: «Из Совета Европы продолжают интересоваться этим вопросом. Так, совсем недавно ряд депутатов фракции Европейской народной партии (EPP) направили нам письма. Так что процесс не завершен, и они будут продолжать требовать обеспечения участия в работе члена бюро фракции Заруи Постанджян».
Вчера Степа Сафарян и Заруи Постанджян направили председателю НС 15-е по счету письмо, в котором, в частности, отметили: «Мы вынуждены в письменной форме обратиться к Вам с законным требованием организовать по Вашему поручению командировку Заруи Постанджян в Париж для участия в заседаниях комиссий «Наука, образование, культура» и «Культурное наследие» ПАСЕ. Они состоятся 10 марта с.г. Ожидаем письменного ответа в максимально сжатые сроки».
P.S. Еще один депутат фракции «Наследие», Лариса Алавердян, является членом фракции EPP в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. По словам Сафаряна, «представители этой группы, которые занимают также посты заместителей председателей ПА ОБСЕ, уже проинформированы о том, что Алавердян не примет участия в сессии. Так что если эти вопросы будут оперативно решены в самой Армении, если будут восстановелны нарушенные права фракции «Наследие» и ее избирателей, то эта абсурдная ситуация не станет предметом обсуждения в международных структурах».