предлагает заместителю председателя РПА представитель Верховного органа Армении АРФД Армен Рустамян
— На пресс-конференции 17 февраля руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян заявил, что после выступления президента страны все оппоненты армяно-турецкого процесса замолчали, поскольку им всем, в том числе АРФ Дашнакцутюн, были даны ответы – «лондонская встреча должна была снять также страх Дашнакцутюн». Действительно ли Дашнакцутюн перестала бояться?
— Дашнакцутюн не была напугана, так что необходимости в снятии ее страха не было. Все дело в том, в каком положении окажется страна после этого. Будет лучше, если сейчас они представят всю степень опасности, и в соответствии с этим определят свою ответственность. (Вчера на пресс-конференции в пресс-клубе «Дуплекс» А.Рустамян критически высказался по поводу следующего заявления Сержа Саргсяна в британском институте «Чатем Хаус»: ”Если Турция, согласно договоренностям, ратифицирует эти документы без предусловий, то я как политический лидер парламентского большинства исключаю срыв их ратификации парламентом Армении». Рустамян, в частности, отметил: учитывая принцип разграничения исполнительной и законодательной властей, «считаю, что это абсолютно не на пользу имиджу нашей страны. Что значит гарантировать процессы в законодательном органе?» – А.И.) Я вижу, что концептуального подхода нет, предпринимаются ситуационные шаги. Мы отложили в сторону разработанные нами стратегические подходы, доктрины, и сейчас вследствие наших же необдуманных, недальновидных шагов оказались в ситуации, когда просто делаются ситуационные заявления, которые не способствуют решению вопроса.
— Фракция «Наследие» заявила, что в тот день, когда протоколы будут официально включены в повестку Национального Собрания и станут предметом обсуждения, они встретят эти документы у ворот парламента. Присоединиться к этому митингу «Наследие» призвала и другие политические силы. Примет ли Дашнакцутюн участие в этой акции?
— Мы обязательно проведем митинг, о чем давно сообщили. Мы обнародовали нашу общую программу, в обсуждениях которой участвовала и партия «Наследие», регулярно проводим собрания с участием и партий, выступающих против этих протоколов, общественных организаций. Обязательно будут также очередные митинги. Если сейчас «Наследие» собирается организовать отдельный митинг… Любая партия в любой момент может провести свой митинг. Но к нам не надо обращаться, поскольку мы вместе решили провести митинг даже во время заседания.
— Просто после последних событий, когда выяснилось, что Дашнакцутюн и «Наследие» имеют различные подходы к решению Конституционного суда, а также после того, как между представителями указанных двух партий в ПАСЕ возникла крайне напряженная ситуация, предполагалось, что совместные акции могут и не состояться.
— Мы не формировали какой-либо формат со своей жесткой структурой. Речь идет о том, чтобы каждый защищал свою подпись и достигнутые соглашения. Таких соглашений три. В первый раз до подписания протоколов было принято заявление, которое обнародовали 14 партий. Второе заявление было сделано после начала внутригосударственной процедуры, когда в «Эребуни» было организовано собрание. Именно там «Наследие» дало согласие на заявление. Третье согласие было дано на письмо, которое мы направили от имени митинга в адрес Конституционного суда. В письме было четко написано, что решение КС может служить основой для оговорок. О каких различиях в подходах можно говорить? Да, мы и сейчас утверждаем, что решение КС может стать основой для оговорок. Если сейчас «Наследие» заявляет, что вообще против протоколов… В таком виде мы, конечно, тоже против. Но если они против ратификации даже с оговорками, о чем говорим мы, значит они вообще против установления дипломатических отношений и открытия границы. Пусть тогда каждая партия правильно составляет свои программы и не отклоняется от них.
— Депутат фракции АРФД Арцвик Минасян заявил, что другие политические силы пытаются внести раскол в инициированное Дашнакцутюн движение против армяно-турецких отношений, а председатель правления Партии Рамкавар Азатакан Армении отметил, что ситуация, сложившаяся в отношениях АРФД-«Наследие», — результат подстрекательства третьей стороны.
— Но я не констатировал, что конфликт АРФД — «Наследие» связан с ПАСЕ. Пусть тогда «Наследие» скажет, что защищает все заявления Заруи Постанджян, и тогда такой конфликт может возникнуть.
— Тем не менее после конфликта в нашей делегации в ПАСЕ руководитель фракции «Наследие» выразил сожаление по поводу того, что «идея сотрудничества оппозиционных сил в Армении не состоялась, и в этом плане Республика Армения – своеобразное, оригинальное государство. Мы представляем, что бы мы сделали, если бы были нарушены права других оппозиционных политических партнеров».
— А что должны были сделать? Уступить в том, что являемся третьей по величине фракцией Национального Собрания? Может, я должен был уступить свое место в Мониторинговой комиссии ПАСЕ, чтобы были хорошие партнерские отношения? Что они хотели?
— Кстати, 17 февраля Вы встречалоись с послами стран-членов ЕС, и, согласно распространенному пресс-релизу, представили подходы Дашнакцутюн, в частности, к вопросу «сращения политической и экономической элиты страны». Вы привели какие-либо примеры?
— Разговор был очень конкретный, но необходимости в примерах не было, поскольку это повсеместное явление. Мы заявили, что в Армении давно уже сформирована плутократия, которая имеет очень четкую формулу: деньги приводят к власти, власть приносит дополнительные деньги. И разорвать эту цепочку невозможно. Мы имели очень долгий разговор о том, как разорвать эту цепь.