А.Мартиросян также коснулся принятого 9 сентября 2009 г. решения об исключении из состава правления 6 членов, назвав это решение «вынесенным в поле прагматизма и ситуационности». Однако председатель правления Анаит Бахшян, которая 9 сентбря представила заявление об отставке, не только назвала этот шаг «чуждым для «Наследия», но и подвергла критике Раффи Ованнисяна, по требованию которого и был созван внеочередной съезд.
«На нашем предыдущем съезде, а также до и после него партия хоть и временно, но зафиксировала отход от проверенных временем ценностей и критериев. Чередой дежурных решений мы отказались от нашей самобытности и уступили наше место в политическом поле»,- заявил основатель партии Раффи Ованнисян. Затем, касаясь вышеупомянутого решения правления, он отметил: «Исключения, как бы мы их разумно не представляли или даже не считали результатом провокации, были ошибочными и противоречили той ценностной системе, которую представляла и за которую боролась партия «Наследие». Очевидно, что если и были неразрешимые проблемы или разногласия, то эти вопросы следовало обсудить здесь, на съезде».
Не называя имен, Ованнисян ответил на заявление, которое недавно было распространено членом Центризбиркома Зоей Тадевосян и другими исключенными из «Наследия» лицами, создавшими инициативу «Власть народа». Это заявление содержало призыв к парламентской оппозиции сложить мандаты. «Тех, кто на протяжении многих лет был против того, чтобы депутаты от «Наследия» сложили свои мандаты, а сегодня выступает с противоположным призывом, я просто прошу, чтобы они указали нам путь и, отказавшись от членства в избирательных комиссиях, объяснили, как должна поступить партия, посвятившая себя гражданскому обществу». Кстати, позже руководитель парламентской фрации «Наследие» Степан Сафарян в своем отчете отметил: «Если суммировать все те часы, которые каждый из депутатов провел за эти три года в полиции, в изоляторах, судах, защищая подвергающихся преследованиям людей, то это составит как минимум несколько месяцев. Это грустный показатель, поскольку те усилия, те ресурсы и время, которые мы могли направить на решение других очень важных вопросов, были распылены». С.Сафарян также напомнил о том, что на протяжении трех лет несколько десятков общественных организаций давали оценку тому, сохраняют ли партии в законодательной работе приверженность своим программным обещаниям. «После опубликования каждого доклада о мониторинге мы испытываем чувство гордости, когда слышим, что единственная партия, которая при голосовании или при высказывании мнений не отклонилась от провозглашенных ею принципов, иначе говоря, слова которой не расходятся с делами, это «Наследие»,- заявил С.Сафарян.
Армен Мартиросян предложил считать деятельность правления удовлетворительной. В ходе голосования 9 из 350 делегатов съезда воздержались, «против» высказались пятеро, в том числе Анаит Бахшян. «Я проголосовала «против», так как представила заявление об отставке,- сказала г-жа Бахшян. — Я сама расценила свою деятельность как неудовлетворительную».
Недостатка в критике не было и в получасовом выступлении Раффи Ованнисяна. «Ответственность за «1 марта» и многие другие трагические события, за сфальсифицированные выборы, коррупцию, эпидемию столкновений между общественными услугами и частными интересами несем все мы, но в первую очередь в различной мере – три президента РА. Почему мы не можем прямо говорить о том, как во имя Республки Армения, во имя граждан Армении установить всю правду, если до сих пор не допрошены или не дали показания второй, а также третий, а также первый президенты». Р.Ованнисян также отметил: «Сегодняшняя власть, не считая периодически звучащих, порой красивых выступлений, новаторских предложений, которые мы оцениваем по достоинству, не может осуществить эти задачи для Армении и армянского народа. Нет соответствующего общественного мандата, потенциала, политической, гражданской, моральной воли. Поэтому существует требование сменить власть, сменить полностью и немедленно». Аплодисментов удостоилось следующее утверждение Раффи Ованнисяна: «Армянский народ требует перемен, но не только для избирательного периода. Это должны быть системные перемены, касающиеся повседневной жизни граждан». По словам основателя «Наследия», для решения этой задачи необходимо найти в себе силы преодолеть внутренние проблемы, признать ошибки и выбрать новые формы сотрудничества в политическом и гражданском полях.
По словам Ованнисяна, задача нового правления партии должна состоять в объединении в единую цепь различных общественных и гражданских движений. Отвечая на вопрос журналистов о возможности создания блока с Армянским национальным конгрессом, Раффи Ованнисян сказал: «Я думаю, необходимо создать новый гражданский политический блок, коалицию. Если АНК согласен рассмотреть это сотрудничество в более широком смысле, то я не исключаю такую возможность». Он посчитал возможным также сотрудничество с властями вокруг некоторых общенациональных задач, но при условии «сохранения существенных разногласий» и исключив возможность сотрудничества в процессе выборов.