«Он единственный представитель международных структур, который выслушал нас и поднял вопрос раскрытия убийств наших детей»,- заявили вчера родные жертв событий 1 марта 2008 года
Комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг вновь прибыл в Армению и в своем плотном графике нашел вчера время для встречи с родными жертв событий 1 марта 2008 г. Встреча началась в 20 часов, в связи с чем Хаммарберг заранее через представителя ереванского офиса СЕ попросил извинения у родственников жертв. Встреча, которая прошла за закрытыми дверями, длилась один час. Позже отец одного из погибших, Саркис Клоян, сказал, что удовлетворен встречей. «Хаммарберг прежде всего сказал, что встретился с нами, поскольку хочет услышать наше мнение и поскольку мы участвовали в судебных заседаниях. Сказал, что хорошо знает наши проблемы, спросил, как к нам относятся. Поинтересовался у меня как у участника мартовских событий, что происходило в те дни»,- сообщил Саркис Клоян. Он подчеркнул, что 1 марта информационная программа «Айлур» показала репортаж, в котором говорилось, что Никол Пашинян призывает народ к спокойствию. Но провокаторов было так много, что людей удалось втянуть в столкновение. Клоян сказал, что он единственный из родных жертв, который вместе с сыном участвовал в митингах протеста и находился в эпицентре дальнейших событий. Вчера он сообщил, что во время этих событий видел танки, видел полицейских с автоматами, которые применили против мирных демонстрантов спецсредство «Черемуха». А вот водометы появились тогда, когда люди уже были убиты. Эти машины, по словам Клояна, были доставлены для того, чтобы смыть на улицах следы крови.
В ходе встречи выступила и мать убитого срочного военнослужащего Тиграна Абгряна. Она задала вопрос: почему ее сын, призванный на срочную службу в армию, находился среди тех, кто разгонял митинг? Напомним, что власти и сегодня отрицают какое-либо участие армии в событиях 1 марта, тогда как очевидцы утверждают обратное. Мать Тиграна Абгаряна рассказала Хаммарбергу, что ее сын был убит в той части улицы Лео, где не было митингующих, и убит он был из огнестрельного оружия. Она выразила мнение, что ее сына убили, чтобы потом доказать утверждения о нападениях и убийствах со стороны участников митинга. «Хаммарберг,- по словам матери одной из жертв, — в основном слушал. Казалось, что он вместе с нами вновь испытывает боль. У нас ни от кого нет никаких ожиданий. Просто если б не эти встречи, нам было бы тяжело жить».
Мать погибшего Тиграна Хачатряна, Алла Ованнисян, представила деятельность Группы по сбору фактов и свои суждения о причинах ее роспуска, подчеркнув, что Группа была распущена по указанию властей, поскольку собрала достаточное количество фактов, свидетельствующих о событиях тех дней. Она также рассказала о судьбе своих судебных исков относительно бездействия Специальной следственной службы. Кстати, Томас Хаммарберг попросил адвокта Ваге Григоряна, представляющего в суде интересы правопреемников жертв, в ближайшие дни передать ему требования, включенные в судебный иск.
Родные жертв мартовских событий коснулись также судебного процесса по «Делу семи», отметив, что ССС признала их потерпевшими и вызвала в суд только с одной целью: доказать, что эти 10 убийств совершила оппозиция и что именно она несет за это ответственность. Между тем в суде подобные доказательства не были представлены, что укрепило уверенность родственников жертв в невиновности оппозиции.
По словам участников встречи, Хаммарберг был взволнован, попросил фотографии погибших и заверил, что сделает все необходимое для представления этой проблемы в Совете Европы. Главный комиссар по правам человека СЕ еще раз выразил соболезнование родным жертв, поинтересовался их финансовым положением.
Участвовавший во встрече правозащитник Артак Зейналян высказал мнение, что эта встреча не останется без последствий.