Мнение Эдуарда Шармазанова о Турции
По словам депутата, то обстоятельство, что Турция постоянно говорит на эти темы, свидетельствует о наличии у этой страны армянского и греческого комплексов. И армянский комплекс не будет давать Турции покоя до тех пор, пока она не заявит, что действительно осуществила Геноцид. Турция обязана ответить перед лицом истории.
На наш вопрос, какие шаги должна предпринять международная общественность и что значит «дать правильную оценку», Эдуард Шармазанов ответил: «Нужно оказывать различного рода давление через дипломатические каналы, а наша страна должна использовать и использует любой повод заявить с различных международных трибун о приемлемых для себя путях урегулирования карабахской проблемы. И в этом смысле выступления президента Армении на Кипре были очень четкими. Не исключаю, что именно под воздействием этих выступлений руководители Турции и затрагивают указанные вопросы».
Вчера этой темы коснулся и другой депутат-республиканец – председатель постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным вопросам Гагик Минасян. По его словам, даже на нынешнем пассивном этапе армяно-турецких отношения нуждаются в оценках, поскольку «в результате вышеупомянутого процесса Армении удалось переместить дискуссию о Геноциде в Турцию. Вопрос, который на протяжении десятилетий нам не удавалось решить и ради которого Грант Динк отдал жизнь, сегодня обсуждается в высших звеньях турецкой власти не только в качестве исторического факта, но и в плане осуждения. Иными словами, самым важным достижением в процессе армяно-турецкого примирения стало то, что обсуждение в турецком обществе вопроса Геноцида приобрело необратимый характер».
Комментируя выступление президента Турции на проходящей в Страсбурге зимней сессии ПАСЕ, Минасян отметил, что Турция «в очередной раз обратилась к уже дискредитировавшему себя предусловию, а именно урегулирование армяно-турецких отношений возможно только после того, как Армения «освободит территории Азербайджана». Армения же, по словам Гагика Минасяна, сумела «довести до международной общественности, что у армянской стороны нет закостенелых восприятий региональных процессов и что Армения открыта для обсуждений с целью установления с Турцией нормальных отношений без предусловий. И самым большим достижением Армении является то, что этот подход оказался приемлем для всех – и для США, и для ЕС, и для других стран».