О «27 октября» сказано многое. Сказано на уровне эмоций, предположений. В правовом и политическом планах, наверное, еще есть что сказать. Но эти две сферы по обыкновению мешают друг другу, не позволяя восстановить полную картину теракта. Понятно, что это был государственный переворот, посредством которого были физически уничтожены обладавшие реальной властью лидеры, а властью завладел президент, имевший до этого статус английской королевы. Однако искать «единственную» пружину теракта во внутренней жизни, мне кажется, неправильно: не раз говорилось о том, что в тот момент на столе лежал крайне неблагоприятный (я бы даже сказал самый неблагоприятный) для нас вариант урегулирования карабахской проблемы, который был предотвращен ценой жизни лидеров «Единства». Остальное – из области предположений. Говорят, что упомянутые лидеры должны были повести нашу страну по пути процветания, что они собирались вести серьезную борьбу с коррупцией. Все это сказки в лучшем случае из серии «умри, потом тебя полюблю».
Иллюзией является и то, что если бы Наири Унаняна ли его брата «допросили как следует», то они бы сообщили, кто является заказчиком этого чудовищного преступления. «Лучше», чем Гагик Джангирян, их никто бы не допросил – в этом плане команда бывшего военного прокурора имеет богатый опыт. Наири, несомненно, подтолкнули к совершению теракта, но так, что он не осознавал, что выполняет чужую волю. Значит, работали профессионалы. Косвенным доказательством этого является и то, что после теракта «27 октября» при подозрительных обстоятельствах ушли из жизни многие участники и свидетели этих событий, которые могли пролить свет на это дело.
В жизни часто бывает так, что на фоне всеобщей трагедии происходят комичные эпизоды. В данном случае участниками такого эпизода стали еркрапа – ополченцы. После теракта они начали собираться, возмущаться, ругать и угрожать, что не сегодня-завтра скинут Роберта Кочаряна, выступят с каким-то внушающим ужас заявлением. В течение нескольких недель после «27 октября» почти каждый день недалеко от места, где я работаю, возле офиса еркрапа в три ряда парковались их джипы. Однако так ничего и не произошло. Манвел и Сейран соблазнились должностями и новыми экономическими льготами, Джангирян стал заместителем генпрокурора, и все «сгладилось».
Лично я рад тому, что екрапа не осуществили следующий переворот. Во-первых, подобные перевороты ни к чему хорошему не приводят. Во-вторых, Манвел и Сейран ничем не лучше Кочаряна.