Бывший чрезвычайный и полномочный посол РА в Канаде, директор центра “Модус Вивенди” Ара Папян считает, что настанет день, когда взгляды сверхдержав и Армении совпадут.
— Два года тому назад, когда армяно-турецкие протоколы вошли в турецкий парламент, в Армении в правительственных кругах говорили о ратификации протoколов до конца года и даже о возможном открытии границ. По Вашей оценке тогдашний оптимизм был беспочвенным или все же в течение этих двух лет произошли ряд изменений, которые привели к нынешней картине?
— Этот процесс был обречен, поскольку мы изначально знали, что Турция с начала 90х годов предъявила 3 неизменных требования: признание нынешних границ, отказ от преследования признания Геноцида и решение карабахского конфликта по их усмотрениям. И в такой ситуации начинать подобный процесс является лишь результатом неосведомленности. В политику пришли новые люди, новые министры в Америке и Армении. И поскольку они не представляли степень трудности этого вопроса, им показалось, что вот именно им удастся совершить что-то гениальное, и все получится. Например, русские были более осведомлены и поэтому с усмешкой смотрели на все это.
— А турецкая сторона?
Читайте также
— Вот как раз турецкая сторона все отлично представляла, и они всегда честно признавались, что пока карабахский конфликт не урегулируется, ничего не будет.
— Но в протоколах верно ведь, что ничего не было о Карабахе?
— Не имеет значения. Если помните, турецкая сторона во время подписания протоколов хотела сделать объявление, однако из-за противодействия армянской стороны этого не было сделано. Согласно Венской конвенции, объявление, сделанное во время подписания договора, равнозначно тем положениям, которые зафиксированы в договоре. Скорее всего, Турция думала, что к тем двум условиям, которые зафиксированы в протоколах — о Геноциде и вопросе границ, а о третьем объявят во время подписания. Но так как это не удалось, их заинтересованность сразу же исчезла. И здесь немалую роль сыграла неожиданная для Турции крайне жесткая позиция Азербайджана.
— Господин Папян, Вы выступаете с предложением сдачи в аренду Турции тех армянских территорий, которые по решению Вудро Вильсона, принятому в 1920г, входят в состав Турции по настоящее время. В том случае, когда Турция не соглашается открыть границы, насколько реалистично говорить о реализации решения Вудро Вильсона.
— Реалистично, потому что это необходимо сделать под внешним давлением. Все что делалось по протоколам, зависело от доброго расположения Турции, а то что я предлагаю, можно сделать только надавив на Турцию.
— А каким образом? Какими механизмами?
— Турция является врагом не только Армении, но постепенно становится врагом Европы и США. Соответственно начинает действовать принцип враг моего врага — мой друг. Настанет день, когда выгоды Европы, Америки, России совпадут с нашими. А когда этот момент наступит, а он наступит, Запад примет решение, что Турция больше не является ее союзником на Среднем Востоке, и тогда я уверяю вас, они сами найдут все необходимые средства принуждения Турции. Но мы должны для этого следовать двум принципам: не должны порочить наши правовые основы и должны подготовить общественное мнение и правовые пакеты.
— Могут ли протоколы каким-либо способом повредить отмеченным Вами правовым основам? В конце концов это опыт, который не реализовался.
— Я не согласен с вами, поскольку при каждой попытке Запада надавить на Турцию, она отвечает, что между Арменией и Турцией идут процессы, которые не завершены и не заморожены, соответственно не мешайте нам.
— А каков наилучший выход из создавшейся ситуации?
— Армения должна объявить свои подписи недействительными, заявив о своей готовности урегулировать отношения, однако в качестве основания нужно представить простой и ясный документ об открытии границы и об установлении дипломатических отношений.
— Вы не считаете, что Армения первая выйдя из этого процесса, может понести определенные убытки?
— Наоборот, Армения, выйдя из этого процесса, прекратит терпеть убытки, поскольку Турция уже не сможет всем заявлять, что у нее с Арменией есть какие-то процессы.
— А как к подобному нашему шагу отнесутся сверхдержавы, покровительствовавшие этому процессу?
— Очень хорошо воспримется. Помимо этого мы должны уяснить для себя: мы ведем политику для завоевания понимания сверхдержав или для защиты наших интересов? И в конце концов, если мы сравним отношения Армения-Турция до 2009г и сегодня, то увидим, что на сегодняшний день наши взаимоотношения более напряженные. Это очевидно из тех заявлений, которые делают первые лица Турции. На сегодняшний день Турция свободно говорит о своем намерении вместе с Азербайджаном освободить Карабах. И все это является результатом протоколов, посредством которых мы Турцию привели в наш регион, куда она до этого не имела доступа.
— В эти дни в Армении находились с визитом министры иностранных дел двух других стран нашего региона — Ирана и Грузии, выступив с достаточно теплыми высказываниями. Как вы считаете, сегодня у Армении есть хотя бы один сосед, с кем у нас “ноль проблем”?
— В случае с Ираном, определенное значение играет тот факт, что эта страна имеет серьезные проблемы с Западом, и это не учитывать мы не можем. Но несмотря ни на что нам довольно удачно удается строить наши отношения с Ираном. Что касается Грузии, то она никакой теплой политики в отношении Армении не проявляет, кроме как теплых слов. Сегодня Грузия ведет такую политику по отношению к Армении, которая немного лучше той, которую ведет Азербайджан по отношению к нам, и немного хуже той, которую ведет Турция. Например, Вы спокойно может перевезти в Турцию армянские журналы, книги и у вас никаких проблем не будет. Но Вы не сможете их взять в Грузию, на границе их просто-напросто изымут. Грузия изымает у Армении очень высокие тарифы, в то время как согласно Конвенции стран не имеющих выхода к морю, принятой в 98г., она обязалась дать Армении национальный статус, то есть не взимать с нас большие суммы чем с грузинских организаций. Сегодня послать один контейнер из Еревана в Поти стоит столько же, сколько из Поти в Монреаль. В мире не существует таких цен. Получается, что нас режут тупым ножом, а мы еще благодарны за это. Но ведь мир, в конце концов, не джунгли, и есть определенные нормы. И если Грузия ведет себя сегодня как варвар, то пускай скажет, что чихать хочет на весь мир и международные нормы и будет сдирать с армян кожу. Но пускай скажет это, а не демонстрирует себя как страну демократическую и прозападную с одной стороны, и попирает права национальных меньшинств и соседних стран с другой.
Аревик Саакян